Экс-начальник ИК-6 в Копейске Механов признан виновным
Копейский горсуд Челябинской области признал Дениса Механова, бывшего начальника ИК-6 общего режима в Копейске, виновным по части 3 статьи 285 (злоупотребление должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия) и части 4 статьи 223 УК (незаконное изготовление оружия). Об этом сообщила на своей странице в Фейсбуке член региональной ОНК Оксана Труфанова.
"Какой срок, узнаем завтра в 14:00", - добавила правозащитница.
11 ноября в ходе прений сторон прокурор Ольга Фастовцева запросила для Механова по 285-й статье пять лет общего режима с трехлетним запретом занимать руководящие должности и лишением звания майора внутренней службы.
Также прокурор в полном объеме поддержала гражданские иски потерпевших о возмещении материального ущерба и морального вреда.
Преследование подсудимого по статье 223, вмененной ему за организацию производства в колонии сувенирных ножей, кинжалов, сабель и т. п., Фастовцева попросила прекратить за истечением срока давности.
17 ноября Механов выступил с последним словом. Как рассказывал правозащитник Николай Щур, подсудимый "вину не признал, сказал, что все делалось для блага заключенных". Ответственность за волнения в ИК-6 Механов возложил на криминалитет.
Между тем обвинение утверждает, что Механов создал в ИК-6 систему поборов с родственников заключенных. Правозащитники это убеждение разделяют. Несколько лет вплоть до волнений ноября 2012-го фсиновцы требовали у зеков суммы от 5 до 90 тысяч рублей. Отказавшимся создавались "неблагоприятные условия".
Акция протеста в ИК-6 началась 24 ноября 2012 года. Заключенные захватили вышку в промзоне и растянули там плакат "Люди, помогите". Кроме того, с крыш зданий были вывешены баннеры с сообщениями, что в акции против пыток и вымогательств участвуют 1500 человек. С утра за шлагбаумом колонии собрались несколько сотен родственников заключенных. Они потребовали убрать подтянутый к учреждению ОМОН и перекрыли дорогу, перевернув полицейский "УАЗ". Полиция жестко пресекла акцию, многие ее участники были избиты и задержаны. Полицейские запрещали фотографировать и снимать видео у ворот колонии, отбирали технику у журналистов и правозащитников. Власти сообщили о задержании 38 человек.
26 ноября заключенные прекратили акцию протеста. 27 ноября в ИК-6 допустили членов ОНК. Они смогли собрать у осужденных официальные жалобы, в которых заявлялось об избиениях и вымогательстве. С заключенными также встречались сотрудники аппарата уполномоченного по правам человека в России и члены СПЧ.
25 декабря 2012-го Механов был задержан. 26 декабря его отправили под домашний арест, однако в тот же день мера пресечения была смягчена на подписку о невыезде. Это объяснили тем, что тюремщик начал сотрудничать со следствием.
Первоначально Механову вменялся пункт "а" части 3 статьи 286 УК (превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения). За это преступление кодекс предусматривает до 10 лет колонии. Позже обвинение фсиновцу переквалифицировали на сравнимое по тяжести - санкция части 3 статьи 285 также составляет до 10 лет.
12 декабря 2014 года пятеро членов челябинской ОНК - Труфанова, Николай и Татьяна Щур, Дина Латыпова и Валерия Приходкина - обвинили областной главк ФСИН в провокации волнений, произошедших 25 ноября в ИК-6 в Копейске и 8-9 декабря в СИЗО-1 в Челябинске. Обе провокации правозащитники связали как раз с предстоящим приговором Механову. Фсиновцы, отметили в своем заявлении члены ОНК, стремятся "создать в обществе мнение, что заключенные - сплошь маргинальные личности, представляющие огромную угрозу для общества, а сотрудники областного ГУФСИН - самоотверженные люди, подвергающиеся ежедневному риску".
21 декабря Труфанова написала о новых попытках провокаций заключенных, предпринимаемых в частности высокопоставленными чиновниками областного УФСИН.