Сбербанк заплатит активисту Мосееву за блокировку счета
Архангельский облсуд 29 сентября отклонил апелляцию Сбербанка на постановление Октябрьского райсуда областного центра, которое обязывает организацию выплатить 1000 рублей компенсации морального вреда главе Ассоциации поморов Ивану Мосееву за блокировку счета. Об этом сообщает Открытое информационное агентство со ссылкой на юриста Сергея Петрякова, представляющего интересы активиста. Решение о выплате компенсации, а также о снятии ограничений на доступ Мосеева к собственному счету вступило в законную силу.
1 марта 2013 года Октябрьский райсуд Архангельска оштрафовал Мосеева на 100 тысяч рублей по части 1 статьи 282 УК (возбуждение ненависти или вражды) за приписанный ему комментарий на сайте местного издания с резким отзывом о русских. 24 мая того же года Архангельский облсуд оставил этот приговор в силе.
Между тем еще до рассмотрения апелляции в облсуде, с начала апреля 2013-го, принадлежащая Мосееву карта Сбербанка оказалась заблокирована. В мае того же года Архангельское отделение Сбербанка официально сообщило активисту, что банк вправе заблокировать карты в случае нарушения условий их использования. При этом, как понял Мосеев из личных бесед с сотрудниками учреждения, действия Сбербанка объясняются тем, что Росфинмониторинг включил активиста в список террористов и экстремистов.
10 октября 2013 года Сбербанк официально подтвердил, что карта Мосеева заблокирована именно в соответствии с новой редакцией федерального закона № 115 "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", согласно которой замораживаются все счета фигурантов списка террористов и экстремистов. Учреждение предложило активисту обратиться с вопросом о снятии блокировки в Росфинмониторинг.
Мосеев вместо этого обратился в Октябрьский райсуд. Процесс начался в феврале 2014 года. Представители Архангельского отделения Сбербанка заявили в суде, что, если бы они не заблокировали карту активиста, государство могло бы применить к ним различные санкции вплоть до приостановления лицензии Центробанком.
В рамках процесса стороной истца было подано четыре обращения в Росфинмониторинг. Ответы на первые три обращения оказались отписками. Лишь когда в суде встал вопрос о вызове представителя Росфинмониторинга, ведомство направило ответ, согласно которому постановления о блокировке карты Мосеева не выносилось.
После этого, в мае 2014-го, Сбербанк возобновил выдачу денег Мосееву.
Между тем на сайте Росфинмониторинга Мосеев значится как лицо, исключенное из списка террористов и экстремистов. Это позволяет предположить, что постановление о блокировке его карты действительно выносилось.
Законы, схожие с ФЗ-115, действуют и в демократических странах. Однако они блокируют только те счета, куда поступают деньги на ведение террористической деятельности. Российский же закон предусматривает также блокировку счетов для начисления зарплат, пенсий, пособий и иных необходимых средств. Таким образом, фигуранты списка террористов и экстремистов лишаются всяких средств к существованию.