Кипрский суд отпустил обвиняемого по делу "ЮКОСа"
Окружной суд Никосии отменил решение об аресте предпринимателя Владислава Карташова, разыскиваемого Генпрокуратурой России по делу "ЮКОСа". Как пишет в четверг "Коммерсант", заседание суда прошло накануне.
Процесс об экстрадиции Карташова был отложен в связи с исчезновением в Москве подсудимого Антонио Вальдес-Гарсиа и отсрочкой вынесения ему приговора, который Генпрокуратура намеревалась положить в основу обвинения Карташова.
Представитель кипрской прокуратуры Елени Луизиду вынуждена была просить об отложении слушаний на месяц в надежде на то, что за это время российская Генпрокуратура пришлет документы, имеющие отношение к этому делу.
"Мы уже получили эти документы неофициально,– заявила суду прокурор Луизиду,– и из них следует, что в деле господина Карташова есть не только политическая составляющая, как указывает его защита, но и другие аспекты, которые следует изучить".
По данным издания, Карташеву вернули залог и отпустили его на свободу.
37-летний Карташов уехал из Москвы на Кипр летом 2003 года, сразу после ареста акционера "ЮКОСа" Платона Лебедева. Год спустя Генпрокуратура добилась в Басманном райсуде санкции на его заочный арест по обвинению в хищении путем мошенничества в составе организованной группы, которой якобы руководили Михаил Ходорковский и Платон Лебедев. По версии обвинения, Карташов возглавлял три подставные фирмы, через которые "ЮКОС" уклонялся от налогов.
Летом прошлого года прокуратура Кипра, получив из России запрос об экстрадиции Владислава Карташова, арестовала его и сутки продержала в камере предварительного заключения. На следующий день окружной судья Никосии отпустил Карташова под залог порядка 70 тысяч долларов.
Между тем на Кипре находится еще один гражданин России, которого Генпрокуратура просит выдать по делу "ЮКОСа",– Иван Колесников. Его заочно обвиняют в участии под руководством вице-президента "ЮКОСа" Александра Темерко в "безвозмездном приобретении" 19,7 процентов акций ОАО "Енисейнефтегаз".
Ранее окружной суд Ларнаки предварительно отказал Генпрокуратуре в его экстрадиции, однако она подала апелляцию и прислала кипрским коллегам новые документы, к которым те пообещали отнестись с максимальным вниманием.
Справка
Антонио Вальдес-Гарсиа и дело "ЮКОСа"
32-летний гражданин Испании Антонио Вальдес-Гарсиа с конца 90-х годов работал в России на НК "ЮКОС". Он прилетел в Москву из Мадрида в июне 2005 года по просьбе следователей Генпрокуратуры, пообещавших, что тюремное заключение ему здесь не грозит. Испанец счел невозможным отказать следователям, поскольку те обещали навсегда закрыть ему въезд в Россию, где у него была работа, жилье и любимая девушка. В Испании же у него не было ничего – только дальние родственники.
В аэропорту его встретили сотрудники ФСБ и МВД, заявившие, что его поручено охранять от службы безопасности "ЮКОСа", которая за ним якобы охотится, и увезли на подмосковную базу ОМОНа. Охранявшие его милиционеры решили помочь следствию и убедить господина Вальдес-Гарсиа в том, чтобы он сдал "организаторов преступлений" из числа руководителей "ЮКОСа". В августе 2006 года он предпринял попытку самоубийства, выбросившись из окна омоновской базы, в которой его содержали, и получив тяжелейшие переломы конечностей. Милиционеры привезли покалеченного испанца в истринскую больницу, заявив, что он якобы пострадал в ДТП.
В апреле 2006 года судья Басманного суда Елена Ярлыкова начала слушать дело Антонио Вальдес-Гарсиа и еще двух подсудимых – экс-гендиректора компании "Ратибор" (аффилированной структуры "ЮКОСа") Владимира Малаховского и бывшего заместителя директора дирекции внешнего долга "ЮКОСа" Владимира Переверзина. Они обвинялись в соучастии в хищении 13 миллиардов долларов, из которых 8,5 миллиарда якобы были легализованы. По версии следствия, сырая нефть, добываемая дочерними предприятиями "ЮКОСа", на бумаге поставлялась компаниям "Фаргойл" (ею руководил господин Вальдес-Гарсиа) и "Ратибор" (гендиректором был господин Малаховский), зарегистрированным в зонах со льготным налогообложением Мордовии и Эвенкии. Купленное по заниженным ценам сырье эти фирмы продавали уже по рыночным ценам, а выручку отправляли в зарубежные офшоры. Делалось это с целью экономии на налогах, однако Генпрокуратура усмотрела в данных действиях хищение и отмывание денег "ЮКОСа".
При этом потерпевшим был признан не "ЮКОС", а ОАО "Юганскнефтегаз", владевшее 0,00003 процента его акций и якобы, как акционер, пострадавшее от растраты денег "ЮКОСа".
"Коммерсант"
Дословно
Владислав Карташов
Российская Генпрокуратура просто придумала мое участие в этом деле.
"Коммерсант", 25.01.2007