Верховный суд отказался рассекретить данные сотрудников НКВД
Сергей Прудовский. Кадр видео
Верховный суд отказал исследователю сталинского террора Сергею Прудовскому в иске об отмене отдельных положений президентского указа 1995 года о гостайне, сообщается в твиттере "Мемориала". Основываясь на этих положениях, ФСБ засекречивает состав "особых троек" НКВД.
Адвокат из "Мемориала" Марина Агальцова, представлявшая Прудовского, настаивала, что действия сотрудников НКВД, участвовавших в Большом терроре, - "преступные и не могут быть засекречены", а государственной тайной не могут признаваться незаконные действия. Это, по ее мнению, противоречит закону о реабилитации жертв репрессий. "Указ президента (с перечнем сведений, отнесенных к гостайне. - Ред.) является незаконным - в связи с тем, как судьи и ФСБ трактуют его", - заявила она.
В президентском указе к гостайне отнесены сведения о "силах, средствах контрразведывательной деятельности" и кадровом составе органов контрразведки, схожие по смыслу нормы содержатся в приказе ФСБ 2015 года. По мнению Прудовского, эти акты должны распространяться только на сотрудников современных российских спецслужб. Агальцова, чтобы заседание можно было оставить открытым, в суде отказалась от претензий к эфесбешному приказу 2015 года.
Как указывает юристка, у ВС есть два варианта: либо указать в своем определении, что оспариваемый президентский указ не затрагивает права истцов, либо признать, что документ не распространяется на органы НКВД. По ее словам, "если суд признает, что этот акт не распространяется на НКВД, то мы сможем по другим аналогичным делам ссылаться на это определение ВС РФ".
Представители ФСБ требовали отклонить иск, ссылаясь на то, что право Прудовского на доступ к информации не является абсолютным, "может быть ограничено в целях сохранения государственных интересов", а также на то, что "защита прав одного лица не может угрожать правам других лиц". Прокурор заявил, что истец "неправильно толкует нормы материального права": президент уполномочен утверждать перечень сведений, составляющих гостайну. Чиновник также упомянул "конституционный строй, нравственность, безопасность".
Прудовский - автор книги о сталинских репрессиях "Спасская красавица". Он, в частности, изучал харбинскую операцию - арест органами НКВД как японских шпионов бывших жителей Харбина и служащих Китайско-Восточной железной дороги. Всего арестовали около 33 тысяч человек, более 21 тысячи из них расстреляли по приговорам "особых троек".
Прудовский вступил в спор с ФСБ, после того как запросил у спецслужбы информацию о деле Татьяны Кулик - одной из репрессированных и впоследствии реабилитированных жителей Харбина. Историку выдали документы, но в них были вымараны имена, фамилии и подписи сотрудников НКВД. Историк подал в Мосгорсуд иск к ФСБ с требованием раскрыть эти сведения; в июне 2020 года иск был отклонен. Представители управления ФСБ по Москве и Подмосковью на суде заявили, что запрошенная Прудовским информация касается "принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов безопасности". В сентябре 2021 года Прудовский обратился в ВС. Данные о сотрудниках НКВД, фабриковавших дело Кулик, известны из аналогичных архивных документов, касающихся других жертв харбинской операции.
Статьи по теме
Чекисо обиделось
Они не желали и наследники их в Федеральной службе не желают принадлежать к социальной группе "палачи", и есть что-то бесконечно трогательное в том, что в Хорошевском райсуде г. Москвы им идут навстречу. При том что состав троек известен, а Прудовский более всего хотел узнать имена осужденных. Но в таком разе он не должен был причинять боль Бортникову и его подчиненным.
Чекисты валят на нацистов
Москва изобретает все новые псевдоисторические поводы для антиукраинской кампании. ФСБ "раскрыла имена украинских карателей" на Орловщине. Между тем обнаруженное под Одессой крупнейшее массовое захоронение жертв НКВД попытаются списать на нацистов и их украинских пособников, уверен историк Борис Соколов.