статья Эхо неоконченной войны

Виталий Портников, 26.10.2002
Съемки ФСБ России, показанные по ОРТ

Съемки ФСБ России, показанные по ОРТ

Комментировать происшедшие события в первые часы после спецоперации – задача изначально неблагодарная. Даже сейчас, когда названы цифры жертв, делать вывод о том, с чем же мы на самом деле столкнулись, очень трудно, эмоции превалируют над холодным анализом, нет таких сил, которые заставили бы поверить нас, живущих в Москве, в то, что 67 человек – это цифра незначительная по сравнению с количеством спасенных. Нет. 67 человек – цифра огромная. Но только если рассматривать ее не с точки зрения проведения спецоперации, а с точки зрения развития событий на Кавказе. Чеченская война пришла в Москву – не могла не прийти. И если власть не остановится, не оглянется хотя бы сегодня – еще может прийти в любой российский город. 67 человек – на совести каждого из нас – и тех, кто выступал за силовое решение и тех, кто был - как автор этих строк - убежденным сторонником решения политического. Не уговорили, не смогли повернуть общественное мнение. Простите нас.

Но вместе с тем нельзя умалять профессионального успеха тех людей, которые подготовили, провели и осуществили саму спецоперацию. Работа, которую они сделали, не имеет никакого отношения к политическим ошибкам руководства страны последних лет. Эти люди показали, что они – профессионалы. А в этой ситуации была необходима скоординированная, точная, ювелирная работа спецслужб. Мы не ожидали эту работу увидеть – но увидели. Конечно, сейчас будут говорить о том, что если бы проводили переговоры, что если бы пообещали вывести войска, что если бы... - тогда вообще жертв бы не было. Но все это – сослагательное наклонение. В "если бы" у террористов и тех, кто координировал их деятельность, могли бы сдать нервы, в "если бы" могли сдать нервы у заложников. В "если бы" могло бы обрушиться взорванное здание. Ведь то, что мы видели – это не просто захват самолета группой придурков, мечтающих о красивой жизни на Багамах. Нет, это война, настоящая, непридуманная. На войне – в цивилизованном обществе – командующих судят по двум критериям – результату и тому, какой кровью этот результат был достигнут. Именно поэтому к работе профессионалов нельзя не отнестись без уважения. Страшно, конечно, писать это, а что делать?

Следующий момент – общественная реакция. Мне уже приходилось писать, что после освобождения заложников самым главным будет спасти незахваченных, нерастрелянных, неуничтоженных в зачистках – всех будущих жертв продолжающейся войны. Это не победа власти, это урок власти. Счастье, что люди свободны, счастье, что город может вздохнуть полной грудью, что можно снова жить. Но не время радоваться. Время мыслить.

Все статьи по теме

Виталий Портников, 26.10.2002


новость Новости по теме