"Норд-Ост": Захват заложников
Статьи
Глухие судьи "Норд-Оста"
В последние дни столичные суды приняли решения по жалобам родственников жертв трагедии "Норд-Оста". Татьяна Лукашева, мать погибшей Марины Пановой, и Павел Финогенов, брат погибшего Игоря Финогенова, пытались опротестовать действия прокуратуры, отказавшей г-же Лукашевой в проведении комиссионной экспертизы тела похороненной ею женщины, а г-ну Финогенову - в возбуждении уголовного дела по фактам неправомерных действий в ходе спецоперации. Как и следовало ожидать, жалобы были отклонены. О причинах глухоты судей к человеческим страданиям читайте в статье обозревателя Граней.Ру.
"Я не могу понять, за что мне эта фигня!"
Автор этой книги погиб на тридцать втором году жизни. Сочинял и пел песни, писал прозу, рисовал, рассыпал направо-налево, как это бывает с щедро одаренной молодостью, четверостишия, афоризмы, хохмы, не ведя им счет и не очень-то задумываясь о своем литературном наследии. Но 23 октября 2002 года он отправился в театр, смотреть мюзикл "Норд-Ост". Потом был газ, и все для Александра Карпова и еще 128 зрителей и артистов кончилось.
Информационно-сортировочное агентство
Корреспонденту Граней.Ру было отказано в аккредитации на пресс-конференцию, которую проводили близкие заложников "Норд-Оста". Решение было принято пресс-службой Интерфакса, в помещении которого проходила пресс-конференция. Мотив: Грани.Ру не подписаны на ленту новостей агентства. Несложная проверка показала, что мотив надуманный. Похоже, одно из первых в России негосударственных информагенств без шума обзавелось внутренним цензором, сортирующим СМИ на чистые и нечистые.
Конец дела "Норд-Оста": записки из-под двери
Представители РОО "Норд-Ост" встретились со следователем Владимиром Кальчуком, ведущим дело по факту захвата заложников на Дубровке. Поводом для беседы послужила полученная пострадавшими от теракта на Дубровке информация о том, что 23 февраля уголовное дело в отношении террористов, захвативших здание Театрального центра, будет закрыто. Корреспондент Граней.Ру отправился в прокуратуру вместе с пострадавшими и их адвокатом. Их разговор с г-ном Кальчуком пришлось подслушивать под дверью - зато следователь временами бывал откровенен.
Когда все дозволено
Людей убивали уже после штурма "Норд-Оста". Об этом свидетельствует видеозапись, сделанная утром 26 октября 2002 года. Сотрудник спецслужб стреляет в лежащего на земле человека. Тот в наручниках, по-видимому, ранен, никакого "пояса шахида" на нем нет. Однако его добивают - очевидно, так спецназовцы "подчищали" за коллегами, трудившимися внутри здания.
Кадры, опубликованные "Новой газетой", подтверждают, что внесудебные расправы становятся нормой в работе спецслужб.
Они и мы
Власть и общество в России окончательно разошлись. Годовщина захвата и катастрофического освобождения заложников на Дубровке сделала развод свершившимся фактом. С одной стороны - торжественно открытый памятник "мэру, президенту и отважному спецназу", с другой - мемориальная доска с именами погибших. На воскресную панихиду по ним никто из власть имущих даже не пришел.
Годовщина оптовых смертей
Сотни людей, находившихся в Театральном центре на Дубровке, - зрители мюзикла "Норд-Ост", артисты, сотрудники центра - были захвачены группой чеченских террористов. Для них, для их близких, для всей страны потянулись страшные часы ожидания. Заложники ждали, что власть сделает все для их спасения. Однако в результате спасательной операции погибло более ста мирных граждан. Их убили не террористы. Их убил "безвредный" газ. Ответственность за массовую гибель людей не понес никто. Президент хладнокровно назвал убитых "жертвами обстоятельств".
Дело Яхи Несерхоевой
Вскоре после штурма Театрального центра на Дубровке одна из освобожденных заложниц, чеченка Яха Нерсехоева, была задержана по подозрению в пособничестве террористам. В прессе появились статьи, порочившие ее имя. Однако через несколько дней все обвинения с Яхи были сняты, и ее выпустили на свободу. О некоторых деталях этой истории в интервью Граням.Ру рассказывает правозащитник Давид Горелишвили, помогавший Нерсехоеву в те страшные для нее дни.
Президент на доверии
В Москве траур. Накануне Путин заявил, что нельзя идти на переговоры с чеченскими террористами. И президент абсолютно прав. Нельзя вести переговоры с теми, кто убивает мирных обывателей и старается втянуть их в войну. Однако проблема в том, что нет серьезных доказательств причастности к этим терактам чеченских сепаратистов. Путин, как и его министры, совершает традиционную для российского чиновника ошибку: он называет людей преступниками до окончания расследования. А все дело в доверчивости.
Заложники президента
Нужно быть абсолютными идиотами, чтобы накануне выборов за свои (бюджетные) деньги напоминать избирателям о том, как успешно их "мочат в сортирах". Именно поэтому дальнейшее финансирование "Норд-Оста" было признано нецелесообразным. "Норд-Ост" стал жертвой президентского рейтинга. Впрочем, последние три года "кремлевские" заняты исключительно тем, что строят и подгоняют страну под президентский рейтинг. Вместо политики, экономики – рейтингомика.