Единственная гигиена мира
В нижней палате резолюция прошла относительно легко. Она принята 296 голосами против 133. При этом республиканцы за редким исключением голосовали солидарно, а вот демократическая фракция раскололась. Этому способствовала прежде всего позиция лидеров демократов в Сенате Тома Дэшла, который поддержал президентский проект, утверждая, что он "фундаментально изменился" в результате совместной работы фракций. В пользу резолюции выступил и лидер демократического меньшинства в Палате представителей конгрессмен Дик Гепхардт. Однако уже второе лицо фракции, "кнут" Нэнси Пелози, оказалась в числе оппонентов президента. В итоге большинство демократов проголосовало против резолюции. Тем не менее Буш-младший получил более весомую поддержку нижней палаты, чем его отец в 1991 году, начиная войну в Заливе – тогда за войну голосовало 250 членов нижней палаты, против - 183.
В Сенате дебаты пошли сложнее. "Диссиденты" попытались затянуть обсуждение, применив тактику филибастера, то есть обструкции. В этих случаях противники того или иного решения, понимая, что большинство не на их стороне, намеренно затягивают и осложняют процедуру, произнося многочасовые речи и внося бесконечные поправки. Тогда палата поставила на голосование и легко приняла решение ограничить дебаты 30 часами. Решение было принято в полдень. Сенаторы приготовились ночевать в палате.
С новой, исполненной горечи и мрачных сарказмов речью обратился к коллегам законодатель-патриарх, проработавший в Конгрессе без малого полвека – сенатор Роберт Бёрд. На сей раз, помимо Конституции США, он принес с собой и Библию, которую цитировал. Блестяще зная процедуру, в начале недели он сумел затянуть обсуждение. "Я еще и не начинал сражаться! – заявил он и тут же напомнил, что слова эти принадлежат отцу американского военного флота Джону Полу Джонсу, которому англичане предложили сдаться. – За что он сражался? За трусость этой резолюции, дающей президенту всю без остатка власть применять вооруженные силы этой страны как ему будет угодно, когда угодно, где угодно и как угодно долго?" После Джонса пришел черед другого легендарного героя Войны за независимость, Натана Хэйла; перед тем, как англичане повесили его, Хэйл будто бы сказал: "Единственное, о чем я жалею – это о том, что я могу отдать за мою страну всего одну жизнь". "А не отдать ли нам за свою страну один голос?" - предложил сенаторам Бёрд. Ссылка на Хэйла задела автора пропрезидентской резолюции Джо Либермана. "Я абсолютно уверен в том, - возразил он Бёрду, - что заседай Натан Хэйл сегодня в Сенате, он не только стал бы соавтором этой резолюции, но и горячо призывал бы закрыть дебаты и начать действовать".
В пользу существенных ограничений военных полномочий президента высказались авторитетнейшие сенаторы демократ Джозеф Байден и республиканец Арлен Спектер, демократ Карл Левин и республиканец Линкольн Чейфи. Однако их красноречия не хватило. Резолюция принята.
Около часа ночи по вашингтонскому времени Сенат одобрил резолюцию 77 голосами, "против" высказались лишь 23 сенатора.
Статьи по теме
Единственная гигиена мира
Президент Буш получил санкцию Конгресса на войну с Ираком. Теперь он может с полным основанием ссылаться на волю большинства. Администрации было критически важно заручиться поддержкой законодательной власти до внесения проекта иракской резолюции в Совет Безопасности ООН. Решение Конгресса ясно говорит о том, что Америка и впрямь готова воевать в одиночку.
Буш осваивает науку убеждать
Джордж Буш призвал иракских генералов не подчиняться преступным приказам Саддама, которого он назвал учеником Сталина. Тех, кто не прислушается к его совету, он обещал привлечь к ответственности как военных преступников. Народу Ирака он сказал, что Америка и ее союзники помогут после войны восстановить экономику страны и создать в ней "механизмы свободы". "Мы никому не бросали вызов, но мы принимаем его", - заявил президент в своем обращении к нации и миру.
Бить врага что есть полномочий
Лидеры Палаты представителей согласовали с администрацией Буша проект резолюции Конгресса, дающей президенту право атаковать Ирак. С Сенатом дело обстоит сложнее: не оспаривая президентскую характеристику Саддама как величайшей угрозы национальной безопасности США, видные сенаторы стремятся урезать военные полномочия президента с тем, чтобы война стала для него действительно ultima ratio, к которому позволительно прибегнуть лишь тогда, когда все прочие средства воздействия на Ирак окажутся неэффективны.
Инспекция - дура, пуля - молодец
Глава группы инспекторов ООН Ханс Бликс едва успел завершить свои дискуссии с иракскими представителями в Вене, как Вашингтон заявил, что не признаёт достигнутые договоренности. Без нового мандата инспекции бессмысленны, полагают США - и обещают воспрепятствовать их проведению. Тем временем обострилась дискуссия вокруг иракской проблемы в Конгрессе – Джордж Буш заявил, что ему не нужна резолюция, которая свяжет ему руки. Однако самое поразительное заявление сделал пресс-секретарь Белого дома Ари Фляйшер: он фактически призвал иракцев поступить с Саддамом по методу Вильгельма Телля.
Суровая резолюция либо яростная война
США и Великобритания наращивают военное давление на Ирак. На дипломатическом фронте им необходима поддержка (или хотя бы нейтралитет) всех постоянных членов Совета Безопасности, чтобы предъявить Саддаму Хусейну жесткий ультиматум от лица мирового сообщества. Если СБ примет американо-британскую резолюцию, это даст шанс на сохранение мира, хотя в Багдаде и грозят "яростной войной".
Совет не без опасности
Согласие Саддама Хусейна принять инспекции ООН ни в коей мере не удовлетворило администрацию США. В Вашингтоне на иракскую уступку смотрят как на новую попытку обмануть мировое сообщество – в прошлом Саддаму это не раз удавалось.