Ты пойми, тебе же лучше!
Уже сегодня наблюдатели будут с удивлением утверждать, что на встрече российского и американского президентов ничего особенного не произошло – никакие "ЮКОСы", Бушеры и "Стрелы" не помешали российскому лидеру остаться для американского коллеги просто другом Владимиром, хорошим парнем, которому можно доверять и которому нужно сочувствовать, если вспомнить, чем таким он руководит. И все же не стоит забывать, что мы наблюдали исключительно за протокольной, телевизионной частью саммита.
Конечно, в истории диалога Москвы и Вашингтона бывали ситуации, когда и эта часть была необыкновенно интересна – например, на встрече Михаила Горбачева с Рональдом Рейганом в Рейкьявике. Но, во-первых, тогда встречались главы супердержав, которым действительно было что делить и о чем договариваться. А во-вторых, мы наблюдали за пьесой с участием выдающихся лицедеев, которым было доступно большее, нежели вечное амплуа хороших парней.
По большому счету, чего Бушу хотеть от Путина? Американскому президенту его советники могли бы объяснить, что друг Владимир – это такой евразийский Жак Ширак, только с очень небольшой экономикой и очень большой территорией...
- Надо сказать ему, господин президент, что нужно развивать демократию – тогда экономика станет больше...
- А территория меньше?
– Ну, этого ему говорить не нужно, он может расстроиться и выйти к журналистам невеселый. Но в общем, господин президент, интуиция вас не подвела - как всегда, впрочем. Если воспринимать территорию соседних стран как его собственную, то и вправду меньше. Вот вы на днях семь минут беседовали с таким высоким, молодым, вы еще сказали, что он похож на Джорджа...
- На какого Джорджа?
– Вашингтона, господин президент
– А, Виктор, хороший парень, высокий, революционер. По алфавиту рядом, помню.
– Так вот, господин президент, раньше это была почти что его территория. Друга Владимира. По крайней мере он так думал. Так вот, вы должны объяснить ему, что мы будем поддерживать демократию в соседних с ним странах вне зависимости от того, что он будет делать со своей. Давайте повторим, господин президент: Молдавия, Белая Россия...
- Подождите, но если я ему так скажу, а вы еще хотели, чтобы я сказал, что мы будем бороться даже с теми террористами, которых он считает своими, как это вы выразились, историческими союзниками, то он спросит: а зачем мне тогда демократия?
– А это самая трудная задача, господин президент. Для себя. Попробуйте ему объяснить, что демократия ему нужна для себя. Мало ли что может случиться после Молдавии и Белой России. Скажите ему: мало ли что, друг Владимир! И посмотрите в глаза – внимательно и с любовью. Вот-вот, господин президент. Как это у вас получается, не пойму даже. Именно так. И повторите: демократия - это надежно, друг Владимир. Это гарантии... Вдруг он поверит?
Дословно
Джордж Буш
Чтобы развиваться как европейскому государству, правительство России должно подтвердить свою приверженность демократии и главенству закона.
Reuters, 21.02.2005
Владимир Путин
Россия 14 лет назад сделала для себя выбор в пользу демократии - и не для того, чтобы быть приятной для кого бы то ни было, а для себя самих, для нашей страны, для наших граждан.
Основополагающие принципы демократии, институты демократии должны быть адаптированы к реалиям сегодняшней российской жизни, к нашим традициям и к истории. И это мы сделаем сами.
Reuters, 23.02.2005
Статьи по теме
Ты пойми, тебе же лучше!
Буш верит Путину, любит его и надеется, что российский президент когда-нибудь усвоит, что демократия необходима для государственного строительства повсюду, даже в России. Надо только подыскать сильные доводы, которые растопили бы скептицизм хозяина Кремля и убедили его в том, что демократия для него не опасна и даже, как ни странно, полезна. В поиске таких аргументов президенту США помогают его советники.
Доверенное лицо президента Путина
В очередной раз заглянув в честные глаза Владимира Путина, Джордж Буш вновь капитулировал перед профессиональным обаянием своего российского коллеги. На саммите в Братиславе президент США объявил миру, что по-прежнему твердо убежден в искренней приверженности Путина демократическим ценностям. Владимир Владимирович подтвердил, что уважает демократию, однако интерпретирует ее немного по-своему.
Плюнет? Поцелует?
Главная интрига сегодняшнего российско-американского саммита в Братиславе - борьба чувств в душе президента Буша. С одной стороны, он верит в высокие нравственные качества своего друга Владимира, с другой - не может не видеть того отступления от демократии, которое осуществляет глава российского государства. По дороге к месту встречи Буш уже высказался относительно внутренней и внешней политики Кремля - причем с необычной для него жесткостью. Что же случится на самом свидании?
Взгляд в душу-2
Почти четыре года миновало с тех пор, как Джордж Буш, впервые встретившись с Владимиром Путиным, обнаружил в его душе полный набор высоких нравственнных качеств да еще приверженность демократии. Сейчас американское общественное мнение склоняется в пользу пересмотра отношений с Москвой.
Бедная Кондолиза
Закрывая глаза на отступление от демократии в России, США проявляют опасную непоследовательность и ставят под угрозу свою безопасность. Об этом говорили американские законодатели на сенатских слушаниях по утверждению Кондолизы Райс на пост государственного секретаря. Отбиваясь от критических замечаний влиятельных сенаторов, в том числе Джона Керри, г-жа Райс обещала "поднимать вопросы" перед Кремлем и помогать становлению гражданского общества в России.
Техасский рейнджер против российского пристава
Процесс экспроприации "ЮКОСа", идущий без задержки на российских просторах, наткнулся на неожиданное препятствие: суд по делам о банкротствах в далеком Хьюстоне издал приказ о приостановке операций с активами компании. Вряд ли Кремль не станет отменять намеченную на 19 декабря продажу "Юганскнефтегаза" "Газпрому" - однако игнорирование судебного решения может иметь для газовой монополии и ее кредиторов весьма неприятные последствия.
Время померяться стандартами
Меж тем как в Киеве оппозиция и власть пытаются выйти из кризиса путем переговоров, на "втором украинском фронте" - международном - произошло настоящее сражение. Глава МИД РФ Сергей Лавров обвинил Запад в политике "двойных стандартов" и вмешательстве во внутренние дела постсоветских государств. В ответ госсекретарь США Колин Пауэлл напомнил, что проблемы демократии и прав человека - предмет законной озабоченности всего мирового сообщества.