статья Бедная Кондолиза

Владимир Абаринов, 19.01.2005
Кондолиза Райс. Фото AP

Кондолиза Райс. Фото AP

В том, что Кондолиза Райс будет утверждена в должности госсекретаря, сомнений нет – республиканцы располагают большинством в верхней палате. Тем не менее члены комитета готовились к слушаниям исключительно серьезно. Это не просто дискуссия о взглядах на предмет. В соответствии с процедурой назначенец президента приносит присягу. Это значит, что все сделанные им в ходе слушаний заявления носят характер обязательства, уклониться от исполнения которого будет трудно.

Конди Райс считается "матерью" нынешней внешнеполитической доктрины, поэтому ей пришлось держать ответ за дипломатию первого срока администрации Буша. Ее диалог с законодателями продолжался девять с половиной часов, но уложиться в один день комитет не смог. Иногда страсти накалялись и едва не выходили за рамки парламентской лексики. В особо острый момент столкновения Райс с сенатором-демократом Барбарой Боксер председатель Ричард Лугар был вынужден вмешаться и от греха подальше объявить перерыв.

Вполне естественно, доминировала на слушаниях иракская тема. Однако часто упоминалась и Россия. Тон задал заместитель Лугара сенатор Джозеф Байден. Совершенно очевидно и понятно, сказал он, что Ирак поглощает бо'льшую часть внимания должностных лиц, ответственных за внешнюю политику. Однако другие острые проблемы никуда между тем не делись, а "некоторые из этих горшков уже вовсю кипят". И назвал четыре такие проблемы: ядерные программы Северной Кореи и Ирана, геноцид в Судане и "опасный отход от демократии в России".

"Вот уже несколько лет, - продолжал Байден, - как президент Путин повернул вспять курс на развитие демократии, защиту прав человека и власть закона в России. Администрация в основном отмалчивалась. Как это возможно – заботиться о продвижении демократии на Ближнем Востоке и в то же время с таким безразличием относиться к реставрации в России? И ведь мы ничего не получаем за то, что закрываем глаза на отступление от демократии в России. Не далее как на прошлой неделе появились сообщения – я надеюсь, ложные, но боюсь, что они могут оказаться и правдой – о том, что Россия собирается продать Сирии свои новые ракеты, которые будут угрожать стабильности и миру на Ближнем Востоке". Не работает, по словам Байдена, и один из самых важных для безопасности Америки программ – программа Нанна–Лугара, направленная на обеспечение безопасности и уничтожение выходящих за рамки действующих договоров российских арсеналов оружия массового уничтожения.

Кондолиза Райс ответила общими словами. "Мы видим, - сказала она, - что Россия идет к демократии тернистым путем и что ее успех на этом пути еще не гарантирован. Но как показывает недавняя история, мы можем совместно с Россией работать над решением общих проблем, и вы можете быть уверены, что, работая над ними, мы поднимаем вопросы демократии. Мы будем и впредь заявлять о том, что защита демократии в России жизненно важна для американо-российских отношений".

Но в том-то и дело, что партнерство в глобальной войне с террором отнюдь не помогает решать другие проблемы – они просто оказались отложены в долгий ящик. На этот факт указал сенатор Джон Керри: "За два года, предшествовавших 11 сентября, мы обезопасили больше расщепляющихся материалов, чем за два года после, когда мы, как считается, установили лучшие отношения с г-ном Путиным. Вы проводите саммит за саммитом, но вопрос о безопасности ядерных хранилищ даже не стоит в повестке дня".

"Я говорю не о политике, - подчеркнул бывший кандидат в президенты, - а о здравом смысле. Я не понимаю, почему администрация решила потратить триста миллиардов долларов на Ирак, на ликвидацию вооружений, которых там не было, и всего один миллиард в год на обеспечение безопасности оружия, о котором мы точно знаем, что оно есть".

Но и в этом случае ответ был короче вопроса. Райс заверила законодателей в своей глубокой личной приверженности программе Нанна – Лугара, пожаловалась на бюрократические препоны в России и сообщила, что ассигнованные суммы будут потрачены за 4 года вместо 13.

О России говорили и в связи с иранской ядерной программой, и по случаю предстоящей закупки злейшим врагом США президентом Венесуэлы Уго Чавесом российского оружия на 5 миллиардов долларов – эта сделка способна резко дестабилизировать ситуацию в Латинской Америке. И всякий раз вспоминали Россию, когда речь заходила о судьбах демократии в мире.

Кондолиза Райс в конечном счете признала, что тенденции российской внутренней политики выглядят "не очень хорошо" и что чрезмерная концентрация власти в Кремле – "реальная проблема". Но чувствовалось, что говорит она об этом не слишком охотно. Зато фразы о конструктивном сотрудничестве с Кремлем катились по накатанной колее бойко. Вполне очевидно, что администрация не готова пересматривать свои подходы к отношениям с Россией. Хотя теперь сентенции об отходе от демократии в России войдут в дежурный джентльменский набор вашингтонских пресс-секретарей. Собственно, уже вошли – Кремлю от этого ни жарко, ни холодно. Как сообщила Райс, на поддержку гражданского общества в России США намерены потратить в этом финансовом году (который начался 1 октября) 43 миллиона долларов. Эта сумма значительно уступает той, какую, по слухам, выделяет Кремль на "улучшение имиджа" России в Америке.

Напоследок неожиданный подарок получила Украина. Сенатор Лугар, бывший американским наблюдателем на укоаинских выборах и сыгравший важную роль в обеспечении демократичности процедуры, сказал, что неплохо было бы отменить для Украины поправку Джексона–Вэника. Кондолиза Райс обещала идее свою полную поддержку.

Владимир Абаринов, 19.01.2005


новость Новости по теме