статья Ваш номер - восемь

Владимир Абаринов, 07.03.2006
Флаги стран-членов G8. Фото с сайта www.g8russia.ru

Флаги стран-членов G8. Фото с сайта www.g8russia.ru

О существовании России в Вашингтоне сегодня вспоминают редко и только потому, что не дает забыть о себе сама Россия: то английских шпионов поймает, то ХАМАС в гости пригласит. Администрации ужасно неохота что-то менять в отношениях с Москвой, не говоря уже о полчище кремленологов, которые пригрелись в своих "мозговых центрах", как тараканы на печке. Но штука в том, что грядет 2008 год, так что оставить все как есть явно не получится. В обеих странах президентами станут другие люди. Смена лидеров неизбежно скажется на повестке дня двусторонних отношений.

Свой ответ на вопрос, как быть с Россией, предложила на днях группа экспертов, работавшая под эгидой одной из авторитетнейших неправительственных организаций - Совета по международным отношениям. Возглавляли группу два свадебных генерала, символизирующих надпартийный подход к проблеме: Джон Эдвардс, бывший сенатор и кандидат в вице-президенты от Демократической партии на выборах 2004 года, и Джек Кемп, бывший футболист и министр в администрации Буша-старшего; он тоже избирался в вице-президенты в 1996 году, но от республиканцев. Среди авторов доклада под броским заголовком "Ложный путь России: что могут и должны сделать США" значатся бывшие чиновники администрации Билла Клинтона, в том числе такие видные, как Стивен Сестанович и Строб Тэлботт, и эксперты либерально-демократического направления, а те члены команды, чья карьера связана с Республиканской партией, присовокупили к докладу свои особые мнения.

94-страничный документ открывается традиционным зачином: сотрудничество с Россией способно помочь США справиться с наиболее серьезными вызовами - терроризмом, распространением оружия массового уничтожения (прежде всего ядерными амбициями Ирана), энергетическими проблемами, глобальным потеплением, наркоторговлей, инфекционными заболеваниями и контрабандой людей. Решать эти проблемы проще сообща, нежели порознь. С этим не поспоришь, хотя, возможно, и следовало уточнить, что иранская проблема создана политикой России, так же, как и очаг международного терроризма в Чечне.

Однако Россия под властью Владимира Путина скатывается к авторитаризму, и с этим надо что-то делать. Одни, говорится в докладе, советуют сузить повестку дня до одной-двух критически важных тем "и не позволить разногласиям по поводу растущего авторитаризма России подорвать сотрудничество в этих приоритетных сферах" (иными словами - наплевать на закручиванье гаек). Другие выступают за исключение России из "восьмерки" и других форумов, предполагающих наличие общих ценностей. Авторы доклада не согласны с обоими подходами. "В отношениях Америки с Россией, - пишут они, - выбор между интересами и ценностями - это ложный выбор".

Сказано отменно. Но все дальнейшее содержание доклада - это именно выбор в пользу американских интересов. Демократия в России нужна Америке не потому, что это общая ценность, а потому, что с демократической страной проще решать вопросы. Это один из пунктов, с которым авторы-республиканцы не согласились - они считают, что Вашингтону не должно быть дела до внутреннего устройства России, тем более что большинство российских граждан против авторитаризма ничуть не возражает, и что вести дела со стабильным, пусть и авторитарным государством удобней, чем со свободолюбивым. Действительно, гласит доклад, "Россия кажется стабильной, но эта стабильность имеет слабую институциональную базу".

Впрочем, с "гражданским обществом" в России дело обстоит совсем не так ужасно, как порой представляется издалека, утверждают эксперты. Конечно, телевизионное однообразие удручает, но зато сколько издается журналов и газет, сколько книг - 90 тысяч наименований в год общим тиражом 700 миллионов экземпляров; русское же искусство "после десятилетия на грани гибели переживает возрождение". Растет число пользователей Интернета и благотворительных организаций.

Отмечены и негативные явления. В отличие от искусства, система здравоохранения пребывает в глубоком упадке - по продолжительности жизни Россия стоит на 136-м месте в мире. Правоохранительные органы, по собственным словам президента Путина, не в состоянии отчитаться за бесследное исчезновение 70 тысяч граждан в год (четыре года назад эта цифра составляла 30 тысяч человек). Чеченский конфликт пустил метастазы по всему Северному Кавказу (доклад цитирует слова Дмитрия Козака о "подземном пожаре" в этом регионе). Агрессивная и хорошо организованная ксенофобия вышла далеко за пределы проблемы "бритоголовых", на существование которых в Европе обычно кивают российские должностные лица, твердящие о принципиальной неустранимости этого "социального зла". О коррупции говорить излишне: в международных рейтингах Россия опускается по этому показателю все ниже. "Соперничество за власть и влияние в российской политике, - утверждают авторы доклада, - превратилась в борьбу за личную долю минеральных ресурсов. Стать высоким должностным лицом в Кремле означает превратиться в совладельца крупнейших в мире корпораций; потерять пост значит лишиться большей части колоссальных личных доходов, если не хуже".

Конечно, и с такой Россией можно было бы иметь дело, но проблема в том, что долгосрочное планирование такой политики затруднительно - по причине той самой слабости "институциональной базы". "При всей несомненной популярности Путина, - гласит доклад, - его преемник вряд ли получит такую же поддержку населения и сможет предотвратить раскол элиты". В этих условиях, особенно при возникновении экономических трудностей, преемник с ущербной легитимностью может пойти на дальнейшее "усиление политического контроля". Фактически вся вертикаль власти держится на одном человеке - Путине. Но вертикаль - вещь крайне неустойчивая, особенно если ты ее не подпираешь, а норовишь опереться на нее сам.

Рекомендации экспертов яркой оригинальностью не блещут. Они советуют администрации мудро придерживаться золотой середины. Это правда, соглашаются они, что возможности США повлиять на внутреннюю политику России ограничены. Но надо использовать в полном объеме хотя бы эти рычаги. Авторы ссылаются на проект закона о неправительственных организациях, в который были внесены изменения благодаря "громкой международной критике". Теперь Америка должна готовиться к российским парламентским и президентским выборам - направить дополнительные средства на финансирование программ, способных обеспечить "свободное и честное" волеизъявление. Американские политики должны ясно сформулировать критерии, которыми они будут руководствоваться при оценке итогов голосования. Представляя доклад журналистам и экспертому сообществу, директор проекта Стивен Сестанович добавил, что Россия должна получить от Вашингтона такое же послание относительно возможных фальсификаций, какое получил в свое время президент Кучма.

Не поддерживает группа призывы исключить Россию из "восьмерки". Этот пункт на презентации доклада привлек внимание бывшего советника президента России Андрея Илларионова. "Как же так, - спросил он, - вы утверждаете, что Россией фактически правит мафия, и отправляетесь в гости к этому государству. Не усматриваете ли вы здесь противоречия?" Оказывается, противоречия нет: поехать в Петербург на саммит "восьмерки" надо, а уж там следует дать понять России, что она в этом ареопаге присутствует на птичьих правах, в режиме "неформального испытательного срока". Остальные члены "восьмерки", по мнению авторов доклада, должны вернуться к формату "семерки" - этот формат ведь все равно существует для обсуждения некоторых вопросов, вот и надо повестку дня этой "семерки внутри восьмерки" расширить. Видимо, предполагается, что России станет обидно и она вернется на стезю "общих ценностей".

Владимир Абаринов, 07.03.2006


новость Новости по теме