Миф с хорошим концом
Прогуливаясь по праздничным улицам Гданьска, просматривая юбилейные программы польского телевидения или посвященные независимому профсоюзу книги на уличных лотках, невольно ловишь себя на мысли: "Солидарность" - счастливый миф! Все еще живы, все еще активно участвуют если не в политической, так в общественной жизни Польши. Валенса, который сегодня нужен всем как живой символ юбилея, уже успел заявить, что после празднований покидает свой любимый профсоюз. Михник и Геремек опубликовали большущие статьи о значении "Солидарности" - Михника я еще одолел, а с Геремеком не справился... Да и товарищ Станислав Каня, ставший в результате рабочей забастовки в Гданьске первым секретарем ЦК ПОРП - правда, ненадолго, - тоже отметился большущим интервью.
Вот что значит мирная революция! 25-летие того, что принято было называть Великим Октябрем, отмечалось в 1942 году. Состоялось торжественное заседание на станции метро "Маяковская" - война! Но вот товарищей Троцкого, Зиновьева, Каменева, Бухарина и прочих на этом заседании не было. По объективным, так сказать, причинам. И в этом их отсутствии, как и в физическом отсутствии на этом свете миллионов людей, ставших свидетелями их победы, была своя естественная логика. Какая революция - такой и результат.
Миф о "Солидарности" силен именно своим результатом: не только днями рабочей забастовки, показавшей всю лживость другого мифа - о "партии рабочего класса", защищающей трудящихся, - не только впечатляющей самоорганизацией уже, казалось бы, растоптанного коммунистами общества, но и - и это самое главное - новой Польшей. Адам Михник, размышляющий о ценностях "Солидарности", совершенно правильно говорит, что в этой новой Польше каждый может отыскать то, что ему не нравится, и каждый чем-то не удовлетворен. Но в этом и есть отличие нормальной, пусть и несовершенной страны от счастливого барака! Если бы этой новой Польши не было, если бы основатели "Солидарности" не доказали свою способность участвовать в ее строительстве, вряд ли празднование юбилея знаменитой стачки было бы столь важным для каждого поляка. И вряд ли участники празднований были бы сегодня убеждены, что "Солидарность" победила социализм.
Ведь на самом-то деле социализм растоптал "Солидарность", как раньше - правда, с помощью иностранных армий - покончил с венгерской революцией 1956 года и "пражской весной" 1968-го. Только сейчас это уже исторически не очень важно - способный уничтожить что угодно и кого угодно, социализм не смог сохранить самое себя. И в результате своих охранительных усилий растаял, как ледяной замок на солнце, оставив после себя грязное пятно. Именно в этот момент и проявилась эффективность запрещенной, разогнанной, загнанной в подполье "Солидарности". В отличие от жителей многих других стран, которым приходилось начинать общественное строительство с чистого листа, попадая то и дело в сети авантюристов и омуты разочарований, у поляков уже была организация, способная стать фундаментом преобразований. Было что принять и что отвергнуть. И есть что праздновать.
Гданьск
Справка
Хроника "Солидарности"
Летом 1980 года Свободные профсоюзы начали забастовку на Гданьской судоверфи, Лех Валенса возглавил Межзаводской забастовочный комитет. 31 августа 1980 года Лех Валенса подписывает историческое соглашение, которое гарантирует, в частности, создание независимых и самоуправляющихся профсоюзов.
Осенью 1981 года во время 1-го Всепольского съезда делегатов "Солидарности" Валенса был избран председателем профсоюза. После введения 13 декабря 1981 года в Польше военного положения он был интернирован, а затем заключен почти на год под домашний арест.
После освобождения Валенса вернулся на работу на судоверфи. Он призывал власти к диалогу с "Солидарностью", одновременно поддерживая деятельность подпольных структур.
В 1983 году Валенса награжден Нобелевской премией мира.
С февраля по апрель 1988 года Валенса возглавлял делегацию оппозиции в политических дискуссиях с властью за "круглым столом".
9 декабря 1990 года на всеобщих выборах Лех Валенса был избран президентом Польши.
Дословно
Бронислав Геремек
Торжества по случаю рождения "Солидарности" являются актом памяти о польской борьбе за свободу. О тех, кто отдал жизнь в борьбе с тоталитарной системой. О рабочих, которые имели мужество добиваться своих прав и прав своей страны. О миллионах людей из всех общественных слоев, которые сделали из "Солидарности" мощное общественное движение, способное противостоять коммунистическим и постялтинским порядкам в Европе.
Статьи по теме
За нашу и вашу свободу
Бжезинский опасался, что папа, узнав о такой наглости, не захочет с ним больше общаться. Опасался напрасно: ему предстояло еще не раз говорить с Иоанном Павлом II. В том числе и в декабре 1980-го, когда Бжезинский разбудил его среди ночи, чтобы сообщить о готовности Москвы в течение 48 часов ввести войска в Польшу.
Ярузельского судят не по-коммунистически
На сей раз правосудие добралось до генерала, а заодно и до семи его сослуживцев - вице-премьера, министра внутренних дел, заместителя министра обороны, командующих 8-й и 16-й дивизиями, генералов и старших офицеров армии. 78-летний Войцех Ярузельский не взят под стражу. Польское правосудие не в пример гуманнее самого подсудимого.
Отмщенье, государь, отмщенье
Антипольский экстремизм вдохновляется заявлениями и комментариями прикремленных политиков и журналистов. Россия при Путине стремительно дичает. Поведение государства определяется спецификой всенародно избранного первого лица – его мелочностью, злобой, агрессией, комплексами.
Стальной щетиною сверкая
Сегодня в России завелись свои "мутители палат". Они не только не стесняются своей полонофобии, но и получают явное удовольствие от публичной демонстрации оной. "Как похотлив их патриотизм! - писал все по тому же поводу Вяземский. - Только пощекочешь их, а у них уже и заходится..."