новость Макрон переизбран президентом Франции

25.04.2022

104215
Макрон выступает перед своими сторонниками на Марсовом поле вечером 24 апреля. Кадр TF1

Во втором туре президентских выборов во Франции победу одержал действующий глава государства. За Эмманюэля Макрона проголосовали 58,55% избирателей. Глава партии "Национальное объединение" Марин Ле Пен получила 41,5% голосов - это самый высокий результат французских ультраправых за всю историю Пятой республики.

В первом туре 10 апреля Макрон набрал 27,8%, Ле Пен - 23,2%. Исход второго тура во многом решили голоса сторонников Жан-Люка Меланшона, лидера левой партии "Непокоренная Франция". В первом туре он занял третье место с 22 процентами голосов. По данным опросов 42 процента сторонников Меланшона отдали голоса действующему президенту во втором туре, 13% проголосовали за его соперницу, остальные последовали лозунгу "Ни Макрон, ни Ле Пен" - не явились или испортили бюллетени (таких избирателей много среди молодежи).

Явка во втором туре составила 71,99% - это почти рекордно низкий показатель: ниже явка была только в первом туре выборов 2002 года (71,6%) и во втором туре в 1969 году (68,9%). В первом туре нынешних выборов явка составила 73,7%.

На выборах 2017 года Макрон победил Ле Пен во втором туре с 66,1% голосов.

В июне во Франции пройдут парламентские выборы.

ОТ РЕДАКЦИИ
Ле Пен проиграла, но путинизация Франции не остановлена.

Во время теледебатов Макрону легко удалось загнать соперницу в угол, припомнив ей русский кредит ("Путин - ваш банкир, вы ему подконтрольны"). Гораздо сложнее - сказать правду об итогах собственной политики "требовательного диалога" с главным международным террористом.

Макрон оседлал оксюморон: поддержать Украину - но избежать "эскалации"; поставлять оружие - но не втягиваться в вооруженный конфликт; сохранять единство Европы - но игнорировать позицию других членов ЕС, отвергающих компромиссы с агрессором; осуждать зверства - но не называть их геноцидом. И, конечно, сохранять контакты с Кремлем, чтобы занять почетное место за столом переговоров, когда война закончится, - это из последнего предвыборного интервью. А во вчерашней победной речи Макрона война в Украине упоминалась одной фразой - как трагический фон для проекта возрождения великой Франции.

"Это наша война!" - кричит горстка тех самых французских "алармистов", которые много лет боролись против нормализации путинских аннексий и военных преступлений. Но их заглушает хор других голосов: все войны когда-то заканчиваются, давайте оставим Путину porte de sortie. Отдадим Украину на съедение, а нас авось минует.

Разворот потребовал бы от Макрона огромной политической воли. Прокремлевские ультраправые только что установили исторический электоральный рекорд. Избиратели не готовы к новым жертвам - снижение уровня жизни было главной темой предвыборной кампании. Демократические институты в кризисе. Французский бизнес до последнего цеплялся за российский рынок. А тут еще выяснилось, что французы и немцы в обход крымских санкций поставляли России оружие, которым она сейчас убивает мирных украинцев. Берлин позорно юлит в вопросах газового эмбарго и вооружения украинской армии, в тандеме с Германией невозможно претендовать на моральное лидерство, в ЕС возникает новая конфигурация.

Чтобы принять исторический вызов, лидер единственной ядерной державы ЕС должен совершить невозможное: назвать вещи своими именами, покончить с преступным попустительством и сказать "нет" путинскому шантажу.

25.04.2022