статья Безвыводная ситуация

Борис Соколов, 02.09.2008
Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Саммит Евросоюза, посвященный событиям в Грузии и отношениям с Россией, строгих мер по отношению к Москве не принял, ограничившись тем, что отложил до полного вывода российских войск из Грузии начало переговоров по новому соглашению о сотрудничестве между ЕС и Россией. Впрочем, заранее было ясно, что никаких серьезных экономических санкций против Москвы Брюссель ввести не может даже при желании: практически любые из них столь же больно ударили бы по самому Евросоюзу, как и по России.

Эмбарго на экспорт в Россию продовольствия и другой сельхозпродукции? Но от него пострадали бы в первую очередь европейские фермеры. Столь же неэффективны и обоюдоостры были бы ограничения российского неэнергетического экспорта. Рекомендация же европейскому бизнесу сократить инвестиции в Россию звучала бы смешно: западные инвесторы и так бегут из страны. А принять решение о визовых ограничениях в отношении высокопоставленных российских чиновников Евросоюз вряд ли мог: это означало бы поставить режим Путина-Медведева на одну доску с режимом Лукашенко и перейти к открытой конфронтации с ним. В Брюсселе к этому явно не готовы. Поэтому неудивительно, что дальше осуждения присутствия российских войск в Грузии и признания Москвой независимости Южной Осетии и Абхазии дело не пошло.

Но Кремлю не стоит праздновать победу. Большую опасность для него, особенно в среднесрочной и долгосрочной перспективе, представляет тот факт, что под достаточно жесткой декларацией в адрес российской политики по отношению к Грузии подписались такие прежние верные союзники Москвы в рядах ЕС, как Германия и Франция. Теперь в миролюбие и цивилизованность тандема Путин-Медведев в Европе не верит уже почти никто. Доверять Москве теперь будут только прикормленные отставные политики вроде Герхарда Шредера.

А наиболее действенные средства воздействия на Кремль лежат отнюдь не в области коллективных санкций Евросоюза - и даже санкций вообще. Европейцам достаточно начать полномасштабное расследование происхождения осевших в европейских банках многомиллиардных капиталов российских олигархов, в том числе близких к Путину и Медведеву. Никаких санкций, никакой политики – простое расследование деятельности хозяйствующих субъектов. В Англии подобные намерения уже высказываются. Если Москва будет и дальше игнорировать мнение своих европейских партнеров и грозить своим соседям по СНГ, дозреют и Германия, и Франция, и Испания.

Своим признанием мятежных республик Москва сделала реальный шаг к холодной войне с Европой и США. Из создавшейся непростой ситуации быстрого и достойного выхода для России не видно. Главная цель вторжения – свержение Саакашвили - не достигнута, в том числе и по вине российских генералов, полезших в Южную Осетию, вместо того чтобы, согласно первоначальному плану, идти из Абхазии быстрым маршем на Тбилиси. Теперь эта цель уже недостижима. Конфликт интернационализирован, а присутствие российской армии на грузинской территории только сплачивает население вокруг президента Саакашвили.

Россия, похоже, не рассчитывала на столь жесткую реакцию на вторжение в Грузию со стороны Запада. И теперь Москва действует по инерции ранее разработанного плана, рассчитанного на другое правительство в Тбилиси и другую реакцию в Европе. Евросоюз же в своей декларации резко осудил признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Теперь шансы того, что кто-нибудь последует за Москвой в признании Сухуми и Цхинвали, еще больше упали. Россия все больше загоняет себя в дипломатический тупик, выхода из которого пока не просматривается. И Евросоюз не собирается помогать России сохранить лицо.

Борис Соколов, 02.09.2008