Днепровская волна на Иссык-Куле
Президент Киргизии Аскар Акаев прав, когда говорит, что революционные технологии могут применяться только в странах, где уже имеется некоторый уровень демократии, и то, что вполне возможно в Киргизии, невозможно в Туркмении. Конечно, для того чтобы оппозиция хотела победы на выборах, нужны и сами выборы, и существование оппозиции, и мыслящие люди, которые хотели бы за эту оппозицию проголосовать. В рассуждениях Акаева есть только один изъян – на постсоветском пространстве власть готова мириться с существованием оппозиции и ее сторонников только тогда, когда оппозиция в меньшинстве и ни на что не претендует.
Постсоветская демократия подразумевает не смену власти, а возможность ее критики. С этой точки зрения Киргизия, наверное, демократическая страна – если не понимать, что постсоветская демократия не очень похожа на демократию обыкновенную. Между тем в Киргизии уже появилось если не общество, то по крайней мере политическая элита, не считающая смену власти преступлением против государства и готовая обратиться к обществу в случае, если его право на выбор будет нарушено.
Во главе практически всех оппозиционных организаций в Киргизии стоят бывшие премьер, секретарь Совбеза, министр иностранных дел. Другой бывший руководитель дипломатического ведомства, Роза Отунбаева, стала настоящим символом оппозиции. И тем не менее люди явно сочувствуют бывшим номенклатурщикам и дипломатам хотя бы уже потому, что они осмелились не просто критиковать власть, но хотеть ее смены – именно в этом сейчас в Киргизии повторяются грузинская и украинская ситуации.
Киргизские оппозиционеры понимают это сходство и широко его используют в ходе нынешней парламентской предвыборной кампании. Любая их предвыборная акция носит ярко выраженный "цветной" революционный характер – и, кажется, именно это обстоятельство более всего раздражает Аскара Акаева и заставляет его выступать с предупреждениями об опасности и недопустимости революций.
Но несмотря на грозные окрики из резиденции президента, развитие ситуации после парламентских выборов вряд ли кто-то сейчас возьмется предсказать. В конце концов, парламентские выборы должны стать генеральной репетицией выборов президентских, которые вроде бы должны пройти без участия Аскара Акаева. Акаев хочет, чтобы оппозиционеры потерпели сокрушительное поражение, а в парламенте закрепились бы позиции его клана и семьи – в списках кандидатов в депутаты немало ближайших родственников президента.
Вероятно, окончательное решение относительно собственного участия в президентских выборах и фигуры возможного преемника Акаев примет именно по итогам выборов в республиканский парламент и общественной атмосферы после этих выборов. Впрочем, Соединенные Штаты устами своего посла в Бишкеке Стивена Янга уже предупредили киргизского президента: если он решит баллотироваться на третий срок, Киргизию ждет серьезное похолодание отношений с США и вообще с Западом.
СМ. ТАКЖЕ:
Prognosis.Ru: Революция будет завершена
Дословно
Аскар Айтматов
У нас нет "оранжевой" революции, нет предпосылок для каких-либо революционных сценариев любого цвета. Ситуация в Киргизии нормальная, стабильная, спокойная. Идет подготовка к парламентским выборам. Естественно, в ходе такого важного политического события как выборы политическая температура в обществе немного повышена.
РИА "Новости", 25.02.2005
Статьи по теме
Днепровская волна на Иссык-Куле
В воскресенье, 27 февраля, в Киргизии проходят парламентские выборы. Оппозиция, обвиняющая президента Аскара Акаева и его приближенных в авторитаризме и коррупции, рассчитывает на местный вариант украинской "оранжевой революции". Даже в Средней Азии смена политического режима под давлением народного недовольства и под руководством новых элит перестает казаться чем-то невозможным.
Между Майданом и Тяньаньмэнь
Украина начала рабочую неделю с новым правительством во главе с Юлией Тимошенко. В Кремле до сих пор не могут примириться с тем, что соседняя страна избрала европейский путь развития. Между тем "оранжевая революция" и ее последствия ставят российскую правящую элиту перед жесткими выбором не только в отношениях с Украиной, но и вообще в политике - не только внешней, но и внутренней.
Зима тревоги нашей позади...
Верховный суд Украины окончательно отверг претензии побежденного на выборах Виктора Януковича. В воскресенье, 23 января, состоится инаугурация нового президента страны - Виктора Ющенко. Счастливая развязка выборной драмы с грандиозными массовыми сценами на майдане Незалежности - это начало длинного политического сериала, который будет изобиловать неожиданными сюжетными поворотами, раскрывающими характер главного героя.
Ну что ж, поздравляю...
Предварительные результаты президентских выборов на Украине уже известны, однако на сей раз Кремль не спешит с поздравлениями - победа Виктора Ющенко означает крупное поражение Владимира Путина. По мнению обозревателя Граней.Ру, если российское руководство в ближайшее время не пересмотрит свое отношение к политическим процессам на Украине и вообще на постсоветском пространстве, за этим "оранжевым провалом" последуют новые.
Украина - не Абхазия
В ходе теледебатов между кандидатами на пост президента Украины Виктор Янукович обращался не столько к избирателям, сколько к Виктору Ющенко, пытаясь внушить лидеру оппозиции, что ему не стать главой государства без предварительного компромисса с соперником. Похоже, Янукович и его российские покровители предлагают Украине нечто вроде "абхазского варианта". Но после "оранжевой революции" пространство для закулисных маневров резко сузилось.
Революция закончилась резолюцией
Верховная Рада Украины наконец одобрила компромиссный пакет законопроектов, дающий возможность провести повторное голосование на президентских выборах и преодолеть острый политический кризис. Парламентское голосование знаменует собой завершение украинской революции. Кучма и Ющенко сумели договориться друг с другом - и при этом не за счет народа.
Начало другой революции
Жвания принадлежал к тому типу политиков, которые могут назвать опрометчивые поступки опрометчивыми, напомнить об ответственности и вовремя предложить не рубить с плеча. Такого человека современной Грузии будет не хватать.
Прививка от Кремля
Если президентские выборы на Украине вошли в историю как "апельсиновые", то в Абхазии их можно назвать "мандариновыми": путем грубого экономического давления Москва пытается навязать самопровозглашенной республике приемлемую для нее конфигурацию власти. Однако в долгосрочной перспективе эти усилия Кремля приведут к обратному результату - пророссийская ориентация абхазского общества будет как минимум поколеблена.
Колониальный товар
Президентские выборы в Абхазии прошли не вполне гладко, однако похоже, что главой непризнанного государства будет все же объявлен Рауль Хаджимба, на которого откровенно сделала ставку Москва. Премьер-министр с чекистским прошлым - таков в глазах Кремля лучший наследник уходящего президента. Между тем, воспринимая Абхазию как свою колонию и игнорируя внутриполитическую ситуацию в республике, Россия рискует подорвать свои позиции в регионе.
Кто вы, мистер Саакашвили?
36-летний Михаил Саакашвили вступил в должность президента Грузии. Наблюдатели - в особенности в тех странах на постсоветском пространстве, где с правителями ничего не сделаешь и одна надежда на возмущенный народ и Соединенные Штаты, - любят называть его первым несоветским президентом в СНГ. Это и так, и не совсем так.