Геращенко: Президенту врут
Председатель совета директоров "ЮКОСа" Виктор Геращенко признает, что по отношению к компании существует определенная политика, но президент к этой политике не имеет никакого отношения. Об этом он заявил в интервью "Коммерсанту". Геращенко также рассказал, что "ЮКОС" не будет банкротить сам себя и что отстаивать свои права на акции "Сибнефти" в лондонском арбитраже.
"Я считаю, что есть политика по отношению к "ЮКОСу", которая координируется, но не высшим государственным чиновником страны. Его (президента. – Ред.), скорее всего, дезинформируют. Основная задача, которая сейчас стоит перед госструктурами, – довести "ЮКОС" до банкротства, а его активы забрать в "Госнефть" или в "Газпром". Отмечу, что кроме президента о том, что власти не нужно банкротство ЮКОСа, говорит только Кудрин, которого я считаю некомпетентным чиновником", - заявил Геращенко. По его мнению, с властями следует договариваться. "Как мне говорят наши эксперты, после достижения договоренности с властями акции "ЮКОСа" сразу вырастут вдвое, а фондовый рынок – на 20%. И власти боятся, что Ходорковский все равно останется совладельцем компании, несмотря на все усилия очистить от него "ЮКОС", - объяснил председатель совета директоров компании.
22 сентября в Москве пройдет заседание совета директоров компании. Главная тема заседания - чрезвычайная ситуация с выплатой налоговых долгов. В начале сентября руководство "ЮКОСа" заявило о том, что компания прекращает платить налоги в регионах, где расположены ее основные добывающие и перерабатывающие мощности. Кроме того, с 28 сентября "ЮКОС" временно приостанавливает часть прямых экспортных поставок в Китай в объеме 1 млн тонн до конца 2004 года, так как у компании нет средств на транспортировку.
Также совет директоров расмотрит вопрос о разводе с "Сибнефтью". "Есть решение суда о том, что 57% акций "Сибнефти" мы должны вернуть, - напомнил Геращенко. - Мы можем задержать передачу на два месяца, но поскольку люди из "Сибнефти" обещают нам определенную помощь в переговорах с властями и обеспечат нам время, которое мы сможем спокойно существовать, ну что тянуть два месяца?"
Допэмиссия бумаг "ЮКОСа", которая использовалась для обмена на акции "Сибнефти", признана судом недействительной. Геращенко напомнил, что прямая сделка была заключна по британскому праву, по которому "ЮКОС" прав "на сто процентов". Чтобы доказать свою правоту, комания могла бы подать иск в лондонский арбитраж, но не будет этого делать по неизвестным Геращенко причинам. "Мне все зарубежные эксперты моего, топ-уровня говорят: "Что вы сидите, не идете в Лондон? Все, что происходит,– это fake!" "Сибнефть" на Чукотке выигрывает дела, а почему мы сразу не подали в Лондон, я не знаю, - заявил Геращенко - Никто не отрицает, что в сделке по слиянию ЮКОСа и "Сибнефти" были нарушения. Но они были с обеих сторон и делались открыто друг для друга. Тогда хотелось все сделать как можно быстрее."
Геращенко заключил, что "ЮКОС" не против развода, если каждый "останется при нажитом имуществе". Просто пока еще не расписан механизм обратной сделки.
По словам Геращенко, "ЮКОС" не намерен объявлять о своем банкротстве. Он считает, что если компания сама инициирует свое банкротство, это будет более выгодно для ее кредиторов. Так, банки, объявившие "ЮКОСу" дефолт, получают первоочередное право по возврату средств. Однако преждевременное его объявление может быть расценено как лжебанкротство, что грозит сотрудникам "ЮКОСа" новыми, в том числе и уголовными, преследованиями.
Геращенко напомнил, что уже началась "атака" на менеджеров компании. В частности, Юрий Бейлин, запред правления "ЮКОС-Москва", и Дмитрий Гололобов, начальник правового департамента "ЮКОСа", уже были вынуждены уехать за границу.
Наконец Геращенко заявил, что пока не собирается оставлять пост председателя совета директоров компании, поскольку просто некому будет его передать. Он напомнил, что в совет директоров его пригласил Юрий Бейлин, который рассчитывал, что Геращенко будет тем человеком, с кем согласится встретиться президент Путин. Однако Путин раздумал встречаться с Геращенко. Ходорковский направил из СИЗО письмо, в котором рекомендовал акционерам сместить бывшего главу ЦБ с поста председателя совета директоров. Геращенко рекомендации Ходорковского сместить Геращенко с его поста - "некорректное по форме" и не соответствует закону "Об акционерных обществах". Геращенко тогда отказался уходить, поскольку его отставка "противоречила бы интересам ОАО "НК ЮКОС" и стала бы нарушением закона "Об акционерных обществах".
Комментарий
Нынешний cовет директоров – важное звено в процессе сооружения красивого "погребального костра" (так, по некоторым сведениям, сформулировали задачу подчиненным руководители "ЮКОСа") для некогда крупнейшей нефтяной компании России. Причем задача эта решается не только ответственными за внешний облик компании подразделениями, но и ее высшим начальством: ответственный за стратегию корпорации орган будет говорить о "большой политике" по отношению к "ЮКОСу".
Как известно, появление Виктора Геращенко, человека, обычно призываемого властью в качестве топ-риск-менеджера, выглядело как закономерный шаг по сближению позиций частного бизнеса и государства. Но то ли государство – это не те люди, которые ставили на Геращенко, то ли опытнейший Виктор Владимирович просчитался, но диалог с властью ему наладить не удалось. Хотя, судя по сегодняшнему интервью, надежда еще не умерла и флаг спускать тонущий "ЮКОС" не собирается.
Правда, решить стоящие перед советом задачи вряд ли удастся. А заявление о том, что сам на себя "ЮКОС" руки налагать не собирается (возможность инициативы о банкротстве в самом "ЮКОСе" пока, по словам Геращенко, не рассматривается), лишь подтверждает изложенный выше тезис: погребальный костер должен быть красивым.
Ярослав Скворцов
Дословно
Антон Затолокин
НК "ЮКОС" окончательно отказалась от идеи объявить себя банкротом. В действительности, "ЮКОС" никогда не говорил о том, что намерен объявить себя банкротом, в заявлениях компании подчеркивалось, что ее могут вынудить это сделать. Кроме того, ЮКОС не заинтересован в объявлении себя банкротом в связи с тем, что этот вариант не слишком приемлем для государства, кроме того, компания несет ответственность перед своими акционерами.
РБК, 22.09.2004