Геращенко и Вольский: "ЮКОС" - не банкрот
Обещание Владимира Путина не банкротить НК "ЮКОС", как и аналогичные заверения премьера и министра финансов не выполняются. Об этом на пресс-конференции в четверг заявил председатель совета директоров НК "ЮКОС" Виктор Геращенко. Он выразил удивление по этому поводу, а также рассказал, как на протяжении последнего времени от контакта с ним, "под любыми благовидными предлогами", уклоняются и в администрации президента, и в правительстве. По словам Геращенко, он постоянно пытается связаться с представителями правительства с момента своего появления в компании, однако они не отвечают ни на письма, ни на звонки. "Наверное, это говорит о том, что в правительстве собрались тугодумы", - заявил Геращанко. Он дал понять, что за всем этим просматривается установка на искусственное банкротство "ЮКОСа".
Накануне о ситуации вокруг "Юганскнефтегаза" высказался глава Российского союза промышленников и предпринимателей Аркадий Вольский. Выступая в программе "Страна и мир" на НТВ, Вольский заявил, что банкротство "ЮКОСа" - заказное, и он знает, кто за этим стоит. Сказать это Вольский отказался, сославшись на то, что у него "шестеро внуков".
Ранее Центр общественных связей Минюста распространил информацию, что пакет акций "Юганскнефтегаза" будет оценен независимыми оценщиками и передан в специализированную организацию для продажи. По сведениям представителя "ЮКОСа", стоимость "Юганскнефтегаза" определена в размере 1,75 миллиарда долларов, в то время как инвестиционные компании, работающие на российском рынке, оценивают его в 16,7 - 21,6 миллиарда долларов. Стоимость же запасов нефти на Юганском месторождении превышает 30 миллиардов долларов.
Министр экономического развития Герман Греф на брифинге в доме правительства, прошедшем в четверг, заверил, что крупнейшие государственные компании России не рассматривают вопрос о приобретении активов "Юганскнефтегаза", который должен быть выставлен на продажу для погашения налогового долга "ЮКОСа".
По словам Грефа, этот вопрос даже не вносился в повестку дня заседаний советов директоров крупнейших государственных компаний.
Комментарий
Заговорили те, кто считался и считается приятными во всех отношениях собеседниками Владимира Путина за "круглыми" столами в Кремле. Зубры российских финансово-экономических дебрей – Геращенко и Вольский. Да так заговорили, что любому, даже самому далекому от политики и бизнеса человеку стало ясно: "ЮКОС" берет на абордаж никто иной, как президент Владимир Путин.
Что же произошло, что такое радикальное приключилось с этими осторожными, умудренными в политике тяжеловесами? Судя по всему, приключилось по нашим временам обыкновенное: и Геращенко, и Вольский оказались не просто за пределами "ближнего круга", но еще и в зоне обстрела (что в общем-то одно и тоже). Посиделки с любезным президентом закончились. В демонстрации путинской "равноудаленности" уже нет нужды. Начинается этап энергичного структурирования крупного капитала. Иными словами, на смену встречам с ходоками пришло "раскулачивание".
Реакция Геращенко и Вольского, уже одно только выражение их лиц отчетливо характеризует то, с чем они столкнулись. Такая реакция бывает у добропорядочных граждан, которые на темной улице повстречают шпану. Оба господина к числу рафинированных и наивных мечтателей не относятся, жизнь знают, закалены многолетним пребыванием в отечественном бизнесе. Но, похоже, даже они содрогнулись, взглянув в лицо сегодняшним реалиям. И слова Вольского о внуках – не художественный прием. Это страх, близкий к паническому. И рассказ Геращенко о том, как он в отчаянии названивал по всем "вертушкам", когда в "ЮКОС" вломились приставы – тоже с жутковатым налетом. Здесь, что называется, уже с ножом к горлу, а на том конце трубки заверения в полном уважении и сожаление, что хозяин не может подойти к телефону. То есть ясное понимание: приговор вынесен и спасения нет.
Это очень по-путински: приобнять, пошутить, приободрить и… подтолкнуть в сторону плахи. Геращенко и Вольский, кажется, уже оценили эту милую манеру президента. От того в их глазах такой ужас, такая тоска.
Справка
Заявление НК ''ЮКОС''
В связи с заявлением Министерства юстиции Российской Федерации о готовящейся в рамках возбужденного исполнительного производства оценке и продаже акций ОАО "Юганскнефтегаз" и прочих принципиальных для Компании действий государственных органов Нефтяная компания "ЮКОС" считает необходимым заявить следующее.
НК "ЮКОС" уверена, что всегда действовала в полном соответствии с действующим налоговым законодательством и нормами деловой практики, однако вновь подтверждает, что как законопослушная Компания будет исполнять вступившее в законную силу решение Арбитражного суда о взыскании 99,4 млрд. рублей налогов, пени и штрафов за 2000 год. При этом Компания подтверждает свое несогласие с произведенными доначислениями и продолжает их оспаривать в установленном законом порядке.
В настоящий момент при текущих ценах на нефть и нефтепродукты среднемесячные поступления выручки Компании составляют около 1,8 млрд. долларов США. Общие выплаты в рамках обычной деятельности в июле должны составить около 1,7 млрд. долларов США. Аналогичные поступления и выплаты прогнозируются на август месяц.
В настоящее время около 900 млн. долларов США ежемесячно поступают на блокированные счета. Эти средства, вероятнее всего, будут принудительно списаны в погашение налоговой задолженности НК "ЮКОС". Таким образом, в июле и августе при необходимости производить выплаты в размере 1,7 млрд. долларов США в месяц, Компания лишена доступа к половине ожидаемых денежных поступлений. Хотя НК "ЮКОС" удавалось использовать ранее существовавшие резервы денежных средств для покрытия этого дефицита, не позднее середины августа такие возможности могут быть исчерпаны.
В настоящее время НК "ЮКОС" за счет текущих поступлений от операционной деятельности осуществила погашение части налоговой задолженности за 2000 год в размере около 300 млн. долларов США.
Возможности Компании по привлечению заемных средств и использованию иных внешних источников финансирования в результате совместных усилий службы судебных приставов и МНС РФ практически сведены к нулю, а привлечение дополнительных средств за счет продажи активов невозможно из-за наложенного на имущество ареста.
В такой ситуации может образоваться дефицит ликвидных средств, что приведет к остановке операционной деятельности. Последствиями такой остановки станут заметное сокращение экспорта нефти и нефтепродуктов, острый дефицит нефтепродуктов на внутреннем рынке и существенное сокращение налоговых поступлений в бюджет Российской Федерации. В настоящее время объем налоговых платежей НК "ЮКОС" в бюджеты всех уровней составляет около 500 млн. долларов США ежемесячно.
Вопреки заявлениям некоторых представителей Правительства Российской Федерации, НК "ЮКОС" не располагает резервами денежных средств для немедленного погашения налоговой задолженности в полном объеме.
В настоящий момент менеджментом Компании предпринимаются все усилия для привлечения дополнительных средств с целью скорейшей уплаты налоговой задолженности. Если такие мероприятия не принесут желаемого результата и ОАО "Юганскнефтегаз" будет продано, руководство НК ЮКОС будет вынуждено в ближайшее время объявить о банкротстве крупнейшей российской нефтяной компании.
Объявленная в рамках исполнительного производства продажа ОАО "Юганскнефтегаз" вызовет существенное сокращение поступления денежных средств НК "ЮКОС". Таким образом, даже если удастся преодолеть текущий кризис ликвидности, в результате последующей продажи основного добывающего актива, Компания может быть вынуждена объявить о банкротстве и столкнуться с невозможностью исполнения обязательств по экспортным контрактам, заключенным от имени НК "ЮКОС".
В то же время, Компания способна погасить оставшуюся часть задолженности в разумный период времени, при условии сохранения в ее составе основных производственных единиц и продажи иных, не связанных с основной деятельностью НК "ЮКОС" активов в случае снятия с них ареста. Кроме того, определенность в отношениях всех потенциальных налоговых претензий дала бы возможность привлечения существенных дополнительных финансовых средств.
По мнению Компании, возможная продажа ОАО "Юганскнефтегаз" является нарушением действующего законодательства Российской Федерации. Так, служба судебных приставов без объяснения причин отказала НК ЮКОС в аресте активов, отчуждение которых не оказало бы существенного влияния на производственную деятельность Компании, а выручка от продажи позволила бы полностью покрыть налоговые недоимки за 2000 год.
Вместо этого готовится продажа основного производственного актива НК "ЮКОС", подлежащего, в соответствии с действующим законодательством, реализации в последнюю очередь.
Кроме того, выбор ОАО "Юганскнефтегаз" в качестве первоочередного объекта для продажи вызывает недоумение, поскольку только стоимость одних запасов этого предприятия составляет, согласно оценке DeGolyer and MacNaughton, 30,4 млрд. долларов США, т.е. в почти в 9 раз больше размера налоговых претензий за 2000 год.
Компании не известны потенциальные покупатели, которые могли бы в течение весьма ограниченного срока, отведенного законом на реализацию активов в рамках судебного решения, приобрести столь значимый актив по справедливой рыночной цене. Вместе с тем, быстрая продажа ОАО "Юганскнефтегаз" по существенно заниженной цене будет расценена инвесторами и акционерами НК "ЮКОС" как попытка инициирования преднамеренного банкротства. В последнем случае НК "ЮКОС" будет рассматривать действия покупателя этого актива как способствующие преднамеренному банкротству.
НК "ЮКОС" выражает уверенность, что вынужденное банкротство одной из крупнейших и эффективных компаний России не отвечает экономическим интересам страны. В этой связи НК "ЮКОС" в очередной раз обратилась в Правительство Российской Федерации, Министерство юстиции и непосредственно в службу судебных приставов, в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом и соответствующие министерства с предложением продолжить обсуждение путей предотвращения банкротства НК ЮКОС за счет реструктуризации ее налоговой задолженности и недопущения фактической конфискации производственных активов Компании.
22.07.2004
Дословно
Корней Чуковский
Только раки-забияки
Не боятся бою-драки;
Хоть и пятятся назад,
Но усами шевелят
И кричат великану усатому:
"Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами!"
И назад еще дальше попятились.
"Тараканище".