Против Ходорковского и Лебедева ведется тайное следствие
В отношении экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского и бывшего руководителя "МЕНАТЕПа" Платона Лебедева ведется тайное следствие по новому уголовному делу. Как сообщила Граням.Ру адвокат Ходорковского Наталья Терехова, об этом в Хамовническом суде 23 ноября заявила свидетель обвинения - бывшая сотрудница "МЕНАТЕПа" Надежда Шек. Она пояснила, что 18 ноября ее допрашивал следователь. На допросе ей сказали, что в отношении Ходорковского и Лебедева имеется "несколько уголовных дел".
Защита обвиняемых попыталась расспросить Шек об этих делах, однако против этого возразило обвинение. По словам Тереховой, прокурор Владимир Лахтин дал понять, что он в курсе, где была свидетельница и что с нее взяли подписку о неразглашениии. Председательствующий судья Виктор Данилкин предупредил Шек об уголовной ответственности.
Комментируя действия судьи, Терехова заявила, что он покрывает незаконные действия прокуратуры. Другой адвокат Ходорковского Вадим Клювгант назвал тайное следствие незаконным и отметил, что судья "открыто потворствовал этой деятельности". "Договориться до того, что суд находится в подчиненном положении у прокуратуры — это ЧП. Суд не имеет права запугивать свидетеля", - сказал адвокат изданию Каспаров.Ру.
Сейчас Хамовнический суд рассматривает второе уголовное дело в отношении Ходорковского и Лебедева. Их обвиняют в хищении нефти на сумму 900 миллиардов рублей и легализации 450 миллиардов рублей и 7,5 миллиарда долларов с 1998 по 2004 годы, а также в хищении акций "Томскнефти". В 2005 году они были приговорены к восьми годам лишения свободы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов.
Оба предпринимателя всегда утверждали, что невиновны, и неоднократно указывали, что следствие в их отношении ведется с грубыми нарушениями. В сентябре 2009 года в интервью журналу Focus Михаил Ходорковский высказал предположение, что российские власти попытаются продержать его в тюрьме до тех пор, пока он не умрет. "К концу 2006 года я понял, что меня постараются оставить в тюрьме до смерти. После этого стало легче. Живу и работаю, стараюсь каждый день сделать как можно больше – мне еще много надо успеть", – сказал тогда бывший глава "ЮКОСа". Лидер Российского народно-демократического союза Михаил Касьянов в июле заявил Financial Times, что, по словам Владимира Путина, Ходорковского преследуют за то, что он без позволения Кремля финансировал КПРФ.
Грани-ТВ: Ходорковский, политзеки, Лебедев.
Дословно
Наталья Терехова
Свидетельница пояснила, что 18 ноября текущего года ее допрашивал следователь, и ей сказали, что в отношении Ходорковского и Лебедева имеется "несколько уголовных дел".
Большой вопрос: допрашивали ли свидетельницу в рамках подготовки к сегодняшнему судебному заседанию, или же это было связано с каким-то другим уголовным делом. Было ли это собеседованием или допросом свидетеля? Эти вопросы остаются открытыми, судья просто не дал нам их задать. Cудья в этой ситуации заодно с прокуратурой и покрывает ее незаконные действия.
Грани.Ру, 23.11.2009
Виктор Данилкин
Вы дали подписку, я вам не советую давать сведения по допросу, который был в среду, иначе вы можете стать субъектом уголовного преследования... Это вам решать, но вы должны иметь в виду, что результатом может стать в отношении вас решение Генпрокуратуры... То следствие (которое велось в 2000 году. - Ред.) уже завершено. Вы можете говорить по тому делу. А по допросу в среду нет.
Пресс-центр Михаила Ходорковского, 23.11.2009
Статьи по теме
Гюльчахра Януарьевна и другие
"Умные слушатели" Медведева предпочли не заметить его сознательной лжи и его прямого участия в творящемся преступлении. Они продолжают ловить в его пустых декларациях тайные знаки "либерального Штирлица", посылаемые посвященным из гестаповского логова.
При свете "ЮКОСа"
Исполнилось шесть лет со дня ареста Михаила Ходорковского. Дело "ЮКОСа" разворачивается как трагедия и фарс. Впереди - новый приговор. Это история о мести и предательстве, личном выборе и общем равнодушии, крахе правосудия и торжестве несправедливости. Участники общественных слушаний ставят диагноз власти и обществу.