В Москве прошло собрание общественности к годовщине ареста МБХ
В субботу в Музее и общественном центре имени Сахарова в Москве прошло собрание общественности, посвященное пятилетию ареста экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского. Среди организаторов мероприятия - Московская Хельсинкская группа, движение "За права человека", фонд "В защиту прав заключенных", центр "Гражданское содействие", Фонд Андрея Сахарова, Фонд "Защиты гласности" и Комитет защиты ученых.
К пятой годовщине ареста Ходорковского правозащитники опубликовали заявление, в котором говорится, в частности, что именно с дела "ЮКОСа" "началась эпоха "басманного правосудия" и новый период в новейшей истории России, отмеченный циничным использованием правосудия, поточной фабрикацией политических процессов, ликвидацией демократических принципов".
Самое главное, убеждены авторы послания, не конкретные причины начала дела Ходорковского, а то, что "власти впервые со сталинских времен осмелились на полноценный показательный политический процесс". По их словам, в этом деле "как будто в страшном реалити-шоу" впервые были открыто показаны все этапы и детали российской судебной системы.
Практика захвата имущества осужденных, примененная к Ходорковскому, сравнивается в заявлении с опричниной. В нынешней России "власти выдают "ярлык" на право быть бизнесменами, политиками и общественными деятелями, а о законности и правосудии всерьез говорить просто смешно".
Авторы заявления считают такое положение вещей недопустимым. "Наша страна должна начать трудный путь к восстановлению права", считают они. Главным требованием на сегодняшний день является "освобождение политзаключенных, прекращение преследования инакомыслящих".
Справка
Карательная юстиция "За стеклом"
Заявление
Прошло 5 лет с тех пор, как 25 октября 2003 года отряд спецназа ФСБ провел операцию в Новосибирске по захвату Михаила Ходорковского. Один из богатейших людей России, глава крупнейшей и самой прозрачной нефтяной компании страны, спонсор левых и либеральных партий, был арестован так, как будто он лидер бандформирования. В тот же вечер Басманный суд Москвы дал санкцию на арест. При этом было полностью проигнорированы обязательства Российской Федерации, вытекающие из Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Между тем, за две недели до этого Пленум Верховного суда обязал все суды руководствоваться этой конвенцией и практикой Европейского суда. Так началась эпоха "басманного правосудия" и новый период в новейшей истории России, отмеченный циничным использованием правосудия, поточной фабрикацией политических процессов, ликвидацией демократических принципов.
Ходорковский, вместе со вторым участником процесса Платоном Лебедевым, и сейчас за решеткой. Они отбывают 8-летнее заключение.
В декабре 2006 года против них было возбуждено новое уголовное дело – теперь их обвиняют в хищении всей добытой ЮКОСом нефти! Уже 22 месяца Лебедев и Ходорковский находятся в следственном изоляторе, хотя суд определил им наказание в колонии общего режима. Две трети уже отбытого срока Ходорковский провел в карцерах или камерах следственного изолятора. Под глумливым предлогом ему отказывают в условно-досрочном освобождении.
Никто не знает, что стало главной причиной ареста Ходорковского и всего дела ЮКОСа: публичный ли спор Ходорковского с Путиным на совещании в Кремле в феврале 2003 года, когда главе государства пришлось выслушать упреки в фантастическом масштабе чиновничьей коррупции; или активная поддержка Ходорковским и фондом "Открытая Россия" интеллигенции и независимых структур гражданского общества; или, просто, силовая составляющая "партии власти" сочла, что настал удобный момент для грандиозного передела собственности.
Главное то, что в деле ЮКОСа власти впервые со сталинских времен осмелились на полноценный показательный политический процесс. С хорошей пропагандистской "арт-подготовкой", начатой докладом Белковского и Дискина о подготовке олигархического переворота. С предварительными арестами – Алексея Пичугина и Платона Лебедева. Потом были аресты и преследования десятков акционеров и сотрудников ЮКОСа и МЕНАТЕПа, невиданные даже в 60-80-е годы гонения на защитников. Издевательские решения судов, превративших в фикцию правосудие. Непомерные приговоры. Страдания умирающего Алексаняна, прикованного цепью к больничной койке. Игры в кошки-мышки со Светланой Бахминой, которую то отпускают домой к маленьким детям, затем беременной(!) отказывают в условно-досрочном освобождении, вынуждая признавать вину в просьбе о помиловании, угрожая тем, что обрекут её еще не рожденного ребенка на годы в спецколонии.
Арест Ходорковского высветил все этапы и все детали российской юстиции, начиная со следствия и суда, и заканчивая положением осужденных в колониях и тюрьмах. Произвол, шантаж, издевательства, злобные придирки и ухищрения, выворачивающие наизнанку положения закона – весь тот обычный набор беззакония, с которым так часто сталкиваются простые люди, и который стараются прятать от общества, оказался выставлен на показ как будто в страшном реалити-шоу. И, несмотря на огромное внимание не только в России, но и в мире к перипетиям дела ЮКОСа, власти цинично и демонстративно превращали и превращают в бессмысленные клочки бумаги все свои законы и кодексы. Оказывается, можно дважды возбуждать уголовное дело – за одни и те же события. Оказывается, можно отправлять москвичей отбывать срок за тысячи километров от дома. Оказывается, можно в Чите расследовать совершенное в Москве. Оказывается, один из организаторов гонений на ЮКОС может открыто заполучить огромную и сверхприбыльную нефтяную компанию. И, оказывается, что главе государства не зазорно публично "крышевать" такую сделку. Так, спустя 440 лет, в Россию вернулась "опричная" практика захвата силовиками имущества репрессированных. Затем такая практика стала превращаться в систему.
За 5 "юкосовских" лет мы превратились в государство с десятками политзэков, в котором власти выдают "ярлык" на право быть бизнесменами, политиками и общественными деятелями, а о законности и правосудии всерьез говорить просто смешно.
Мы считаем такое положение вещей недопустимым и нетерпимым. Россия оказалась на пороге не только расправы с гражданским обществом, но и на пороге взаимной "юридической" войны между властными группировками и кланами, на пороге чисток. Это разрушает государство. Наша страна должна начать трудный путь к восстановления права. И первым шагом к этому должно стать освобождение политзаключенных, прекращение преследования инакомыслящих.
Мы требуем немедленного пересмотра "дела ЮКОСа" и освобождения всех осужденных и подсудимых по этому делу.
Людмила Алексеева, Председатель Московской Хельсинской группы, председатель правления Фонда "В защиту прав заключенных";
Валерий Борщев, член Московской Хельсинской группы;
Владимир Буковский, писатель;
Светлана Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие";
Лидия Графова, Координационный совет помощи вынужденным переселенцам;
Сергей Ковалев, Фонд Андрея Сахарова;
Лев Пономарев, Общероссийское движение "За права человека";
Борис Пустынцев, Юрий Вдовин, Общественная правозащитная организация "Гражданский контроль" (Санкт-Петербург);
Юрий Рыжов, Эрнст Черный, Комитет защиты ученых;
Юрий Самодуров, сопредседатель Всероссийского Гражданского конгресса;
Гарри Каспаров, председатель "Объединенного гражданского фронта";
Виктор Шендерович, писатель;
Алексей Яблоков, член Политического комитета РОДП "ЯБЛОКО", Председатель фракции "ЗЕЛЕНАЯ РОССИЯ" РОДП "ЯБЛОКО";
Борис Вишневский, член Бюро партии РОДП "ЯБЛОКО", обозреватель "Новой газеты";
Игорь Ермоленко, председатель Самарского регионального отделения партии "ЯБЛОКО";
Ольга Курносова, "Объединенный гражданский фронт" (Санкт-Петербург);
Дмитрий Пысларь, Фонд "Право солдата";
Сергей Сорокин, Движение против насилия;
Елена Гришина, Директор Центра общественной информации;
Михаил Шнейдер, секретарь Комитета действия Всероссийского Гражданского конгресса;
Михаил Арутюнов, Президент Международной правозащитной ассамблеи;
Сергей Давидис, "Антивоенный Клуб", Союз Солидарности с политзаключенными;
Михаил Кригер, Андрей Налётов, Комитет Антивоенных действий;
Любовь Башинова, журналист;
либертарное движение "Свободные радикалы": Евдокия Красовицкая, Екатерина Константинова, Всеволод Чернозуб, Николай Баев, Олег Васильев, Серж Константинов, Юлия Башинова;
Денис Шадрин, г. Киров;
Валентина Чубарова, г.Москва;
Михаил Трепашкин, адвокат МКА "Межрегион" (Москва);
Татьяна Монахова, Москва;
Александр Раппопорт, кинодраматург, президент "Клуба Александра Галича", Новосибирск;
Вера Васильева, журналист, Москва;
Владимир Шаклеин, Уральский центр Прав Человека;
Ефим Кудашев, научный сотрудник РАН;
Нина Катерли (Эфрос), писатель, член международного ПЕН-клуба, член Союза писателей Москвы;
Григорий Пасько, журналист;
Елена Васильева, "Объединенный гражданский фронт" (Мурманск);
Анна Новосёлова, юрист, Москва;
Анна Сорокина. Москва
Борис Стругацкий, писатель;
Евгений Аммондт, композитор, Москва
Фонд "В защиту прав заключенных"