Читинский суд удовлетворил жалобу Платона Лебедева
Читинский суд в четверг рассмотрел жалобу адвокатов экс-главы МФО "МЕНАТЕП" Платона Лебедева на выделение Генпрокуратурой в отдельное производство дела о причастности фонда "Открытая Россия" к "отмыванию" денег и удовлетворил ее, сообщает РИА "Новости".
Судья также вынесла частное определение в адрес судьи Ингодинского района Читы в связи с тем, что она не исполнила прежнее предписание областного судьи.
Это уже третья жалоба по этому делу, которую удовлетворил Читинский областной суд. Материалы дела отправлены в Ингодинский суд для нового рассмотрения в новом составе суда.
По мнению защиты, следователь Генпрокуратуры Салават Каримов нарушил ряд прав Лебедева. В феврале Ингодинский суд Читы в третий раз отказал в удовлетворении этой жалобы Лебедева. Ранее областной суд дважды удовлетворял кассационную жалобу адвокатов на решения суда первой инстанции по этому уголовному делу и направлял дело на повторное рассмотрение.
По мнению защиты Лебедева, выделение уголовного дела об "Открытой России" является незаконным. Лебедев недоволен тем, что Генпрокуратура возбудила дело по этому эпизоду еще в 2004 году, а сообщила о нем только в 2006, когда он уже находился в Чите.
Ранее Лебедев заявил, что у следователей оснований для возбуждения дела не было вовсе. "Заявления нет, явки с повинной нет, заявлений из других источников и рапортов тоже нет. Только это может послужить поводом для возбуждения уголовного дела".
В 2005 году Ходорковский и экс-глава "МЕНАТЕПа" Платон Лебедев были осуждены на восемь лет лишения свободы каждый. В частности, тогда они были признаны виновными в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.
Справка
Дело "ЮКОСа" – четыре года откровенных политических репрессий
Четыре года назад, 25 октября 2003 года отряд спецназа ФСБ арестовал в Новосибирске Михаила Ходорковского – главу одной из самых крупных, и одновременно одной из самых прозрачных в России нефтяных компаний. Его арест тут же был санкционирован судом.
Так началось "дело ЮКОСа" - первый за послесталинский период показательный политический процесс, радикально изменивший общественно-политический и экономический ландшафт в нашей стране. Ходорковский не открыл печальный список жертв дела "ЮКОСа", перед ним были Алексей Пичугин и Платон Лебедев. После него многолетние сроки получили многие юристы и менеджеры компании. Вспомним 6-летний срок многодетной матери Светлане Бахминой. Затем в ход уже пошли 14-15-летние сроки. Алексею Пичугину дали пожизненное...
С Ходорковским борются, не считаясь ни с какими политическими потерями. Дело "ЮКОСа" преддверялось и сопровождалось тщательно срежиссированными пропагандистскими кампаниями, в ходе которых апологеты Кремля без стеснения говорили о политический значимости ареста Ходорковского и уничтожения "ЮКОСа". Его адвокаты подвергаются беспрецедентным преследованиям и унижениям, включая незаконные обыски и изъятия документов, задержания, высылку из России и аресты.
В итоге "ЮКОС" достался госкорпорациям, связанным с его политическими противниками и спецслужбами. Таким образом, была возрождена практика 16 века, времен опричнины, когда достояние жертвы доставалось гонителям. Процесс над Михаил Ходорковским похоронил репутацию современной российской юстицией, сделав всемирно известным презрительное определение - "басманное правосудие". Спецдокладчик ПАСЕ по делу "ЮКОСа" Сабина Лойтхойзер-Шнарренбергер констатировала, что "в России нет безопасности и царит произвол". Убежденность судов Британии, Швейцарии, Литвы и других демократических стран в политическом характере дела "ЮКОСа" привела к унизительным для российских властей отказам в сотрудничестве и в выдаче обвиняемых. Не удовлетворившись достигнутым, Генпрокуратура заново обвинила Ходорковского и Лебедева в том, что все добытое "ЮКОСом" – украдено! Очевидно опасаясь второго открытого политического судилища в столице, да еще во время выборов, вопреки решениям суда, Ходорковского и Лебедева держат в Читинском СИЗО.
"ЮКОС" разгромлен, парализован Фонд "Открытая Россия". На руинах "ЮКОСа" выросли гигантские госкорпорации. Властной вертикали не угрожает ничего, кроме дрязг коррумпированных силовых кланов. Задача политической провокации, нацеленной на Ходорковского и на ЮКОС – выполнена. Держать их дальше в тюрьме оставшиеся 4 года, а уж тем более осуждать на новый огромной срок – исключительно проявление злобной мстительности.
По духу и букве российского закона и Михаил Ходорковский, и Платон Лебедев, отсидев половину срока, назначенного приговором суда, имеют право на условно-досрочное освобождение. Этот момент наступил. Освобождение Ходорковского, Лебедева и других участников дела "ЮКОСа" было бы эффектным завершением конституционного срока президенства Владимира Путина. Мы считаем, что президент России Владимир Путин, завершая свой конституционный срок правления, мог бы поступить достойно, освободив Ходорковского, Лебедева, Бахмину и других узников дела "ЮКОСа".
Свободу российским политзаключенным!
Людмила Алексеева,
Председатель МХГ,
Председатель правления Фонда "В защиту прав заключенных"
Лев Пономарев,
Общероссийское движение "За права человека"
Юрий Самодуров,
директор Музея и общественного центра имени А.Сахарова
Лидия Графова, журналист-правозащитник
Алла Гербер, Президент фонда "Холокост"
Елена Гришина, "Центр общественной информации"
Эрнст Черный, коалиция "Экология и право"
Сергей Сорокин, Движение против насилия
Алексей Яблоков, заместитель Председателя РОДП "Яблоко"
священник Глеб Якунин, Комитет защиты свободы совести
Aндрей Пионтковский, писатель, политолог
Александр Винников, Движение "За Россию без расизма"
Дмитрий Катаев, кандидат в Госдуму РФ от СПС
Сергей Крыжов,
член Комитета Действия Всероссийского гражданского конгресса,
кандидат в Госдуму РФ от РОДП "Яблоко"
Андрей Бузин, к.ю.н., председатель Межрегионального объединения избирателей,
Анатолий Рекант,
отделение "Центр" Комитета "За гражданские права"
Любовь Башинова, журналист, правозащитник
Галина Булыгина, Норильское городское отделение ООД "За права человека"
Сергей Вальков, координатор Общественной организации "Ивановское областное общество прав человека"
Дмитрий Пысларь, "Солдаты Отечества" (Пенза)
Руслан Бадалов, Движение "Чеченский комитет национального спасения"
Марк Куперман, Сахалинский правозащитный центр
Татьяна Котляр, депутат Законодательного собрания Калужской области
Вадим Белоцерковский, писатель
Лидия Рыбина, Тамбовский правозащитный центр
Галина Реньш, Курганский правозащитный центр
Михаил Кригер, Комитет Антивоенных действий (Москва)
Владимир Шаклеин, Уральский межрегиональный центр прав человека
Вадим Постников, редактор тюменской газеты "Именем закона"
Василий Мельниченко, председатель Уральской народной ассамблеи
Борис Лахнов, ОПО "Клуб "За честь и достоинство" (Каменский район Алтайского края)
Венедикт Достовалов, Надежда Доновская, правозащитная организация "Вече" (Псков)
Сергей Смердов, Ханты-Мансийское отделение Движения "Рабочие инициативы"
Татьяна Моисеева, Московское купеческое общество
Владлен Максимов,
первый заместитель председателя московского регионального отделения СПС
Ильдар Исангулов, Башкирский правозащитный центр
Юлия Башинова, Молодежное правозащитное движение
Евгений Ихлов, политолог
Владимир Макаров, юрист
Ким и Любовь Долгины, пенсионеры
Леонид Трус, пенсионер
Васильева Вера, корреспондент портала "Права человека в России"
Справка
Заключение Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций ''АГОРА'' о закрытии счетов ''Открытой России''
Правовые аналитики Межрегиональной Ассоциации правозащитных организаций "АГОРА" проанализировали постановление Басманного суда Москвы, на основе которого были заморожены счета благотворительной организации. 16 марта деньги на счетах "Открытой России" судья Ольга Солопова признала имуществом подозреваемых по "делу ЮКОСа" и наложила на них арест.
- После проведенного анализа документов мы уверены, что это постановление суда вынесено незаконно и необоснованно, - заявил председатель Ассоциации "АГОРА", к.ю.н., Павел Чиков. - Вынесено с грубым нарушением норм материального и процессуального права. По мнению правовых аналитиков Ассоциации, в этом деле нужно различать имущество подозреваемых, среди которых Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, и имущество общественной организации "Открытая Россия". Своим постановлением суд нарушил закрепленные в Конституции права "Открытой России" свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом (часть 2 статьи 35 Конституции РФ). Такой вывод связано с тем, что деньги на арестованных счетах не являются средствами подозреваемых Ходорковского, Лебедева и "неустановленных лиц", как это было представлено, а принадлежат целиком и полностью благотворительной организации.
Это право собственности на денежные средства появилось у "Открытой России" сразу после заключения договора пожертвования с Palm Trust Company Limited. Некоммерческие организации, коей и является "Открытая Россия", являются по закону собственниками имущества, которое передается им в качестве вкладов и взносов (статья 213 Гражданского Кодекса РФ). Право частной собственности охраняется законом. А арест можно накладывать только на имущество подозреваемого (часть 1 статьи 115 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Заключив договор пожертвования, "Открытая Россия" стала добросовестным приобретателем имущества в виде денежных средств, истребование которых у юридического лица в таком случае запрещает гражданское законодательство России (статья 302 Гражданского кодекса РФ). Значит, и арест на это имущество не может быть наложен. Второй важный момент, который подчеркивает правовой аналитик Ассоциации "АГОРА", адвокат Рамиль Ахметгалиев, это принятие решения по "Открытой России" без участия самой "Открытой России". 16 марта суд рассмотрел дело без подозреваемых и без присутствия "представителей иных лиц, чьи права затрагиваются процессуальными действиями". Права МОО "Открытая Россия", счета которой были в итоге заморожены, и деятельность которой была поставлена под угрозу, затрагиваются в этом случае самым непосредственным и очевидным образом. А подобное рассмотрение дела без участия благотворительной организации нарушает такие принципы уголовного судопроизводства, как принцип охраны прав и свобод человека и принцип состязательности. Принцип состязательности заключается, в частности, в равноправии сторон на досудебной и судебной стадии процесса (закреплен в части 3 статьи 123 Конституции РФ и детализирован в статье 15 Уголовно-процессуального кодекса РФ). До и во время принятия решения об аресте имущества "Открытой России" суд существенно нарушил право руководства организации своевременно знать о возбужденном ходатайстве о наложении ареста на имущество организации, право быть уведомленным о дне и времени судебного рассмотрения, связанного с ограничением права собственности благотворительной организации, право участвовать в судебном рассмотрении данного ходатайства следователя, право представлять непосредственно в ходе судебного рассмотрения вопроса доказательства и излагать свои доводы. Постановление судьи Басманного районного суда Москвы о наложении ареста на денежные средства от 16 марта 2006 года может быть обжаловано в Московский городской суд представителем МОО "Открытая Россия" в течение 10 дней со дня вынесения.
Межрегиональная Ассоциация правозащитных организаций "АГОРА" с сентября 2005 года осуществляет комплексный мониторинг фактов преследований гражданских активистов России, проводит по таким фактам общественные расследования и содействует работе адвокатов в помощи пострадавшим. За это время было зарегистрировано 31 сообщение о преследовании, по 11 делам проводятся общественные расследования, работают адвокаты.
Дословно
Анатолий Ермолин
Как можно отмыть свои собственные легальные деньги через благотворительность? Нас много раз проверяли, все известно, все прозрачно.
"Коммерсант", 28.12.2006
Константин Ривкин
Непонятно, почему это очевидное дело затянулось на целый год.
РИА "Новости", 03.07.2008