Суд по делу об убийстве Юшенкова: свидетели утверждают, что убийство было политическим
В Мосгорсуде на процессе по делу об убийстве Юшенкова проходит допрос свидетелей защиты, сообщает корреспондент Граней.Ру.
С утра до первого перерыва были заслушаны показания трех свидетелей - Льва Левинсона, эксперта Института прав человека и ответственного секретаря Общественной комиссии по взрывам жилых домов в Москве и Волгодонске, главного редактора Граней.Ру Владимира Корсунского и Виктора Курочкина, сопредседателя "березовского" крыла "Либеральной России".
Г-н Левинсон рассказал суду о работе Юшенкова в Общественной комиссии по взрывам жилых домов. Как сказал Левинсон, по общему мнению участников комиссии, работа Юшенкова по этому расследованию едва ли могла стать причиной убийства. Вместе с тем убийство Юшенкова в комиссии считают исключительно политическим. Левинсон также рассказал, что Сергей Юшенков был очень огорчен расколом "Либеральной России" и утверждал, что одним из главных инициаторов раскола был Виктор Похмелкин. Похмелкин, по словам Левинсона, выступил против того, чтобы в партии был Березовский, потому что последний тянул "Либеральную Россию" в слишком глубокую оппозицию.
Владимир Корсунский рассказал, что именно он в 2000 году познакомил Юшенкова с Борисом Березовским. По его словам, Юшенков дважды обращался к нему с просьбой познакомить его с предпринимателем и говорил, что у него есть план создания оппозиционной партии на базе движения "Либеральная Россия". По мнению Юшенкова, выход СПС из оппозиции открыл на политической арене нишу, которую можно было заполнить. Корсунский связался с Березовским, того предложение Юшенкова заинтересовало, они встретились и приняли решение о создании новой оппозиционной партии. По мнению Корсунского, Березовского пригласили "в проект" и ради финансовой поддержки, и по причине его опыта в политической деятельности.
По сведениям Корсунского, раскол в "Либеральной России" был тактическим и был осуществлен ради регистрации партии в Минюсте. Похмелкин принес руководству партии известие из администрации президента о том, что регистрации партии не будет, пока в ней остается Березовский. Поэтому было решено устроить "раскол". На деле серьезных разногласий внутри партий не было. По словам Корсунского, расхождения по поводу возможного союза с левыми были "рабочими" и одна из сторон впоследствии могла от своей точки зрения отказаться.
После раскола отношения Березовского и Юшенкова не прекратились, утверждает главный редактор "Граней". Они вместе работали над проектом "Мой кандидат", идею которого предложил Юшенков. Было решено, что Березовский не будет афишировать свое участие в акции ради того, чтобы Минюст благополучно зарегистрировал региональные отделения "Либеральной России". В марте 2003 года Юшенков - тайком от Похмелкина и от администрации президента - летал в Лондон, где встречался с Березовским. По возвращении он рассказал Корсунскому, что вскоре после регистрации региональных отделений партии будет объявлено о воссоединении "Либеральной России".
В свою очередь, Виктор Курочкин подтвердил, что весной 2003 года шли переговоры об объединении партии и он сам лично вел консультации с представителями обоих крыльев. По словам Курочкина, Юшенков рассказал ему, что летал в Лондон и общался с Березовским, и они договорились, что в мае-июне 2003 года должен пройти объединительный съезд партии.
Сергей Юшенков был убит 17 апреля 2003 года у подъезда своего дома на северо-западе Москвы. По данным прокуратуры, мотивом убийства послужили внутренние противоречия в партии "Либеральная Россия". Главным организатором убийства обвинение считает сопредседателя партии Михаила Коданева, который находится на скамье подсудимых. Исполнителями убийства считаются четверо жителей Сыктывкара и Чебоксар - Игорь Киселев, Александр Кулачинский, Владислав Пальков и Антон Дрозд, а посредником между ними и заказчиком, по версии обвинения, был помощник Коданева Александр Винник.
Дословно
Александр Гольдфарб
Показания Льва Левинсона о том, что работа Юшенкова в Общественной комиссии по расследованию взрывов домов едва ли могла стать мотивом его убийства, состоятельны лишь наполовину. Левинсон прав в том, что работа комиссии вряд ли могла беспокоить кого-либо, так как комиссия как таковая, увы, оказалась достаточно беззубой - неважно, по объективным или субъективным причинам.
Другое дело - усилия самого Юшенкова по расследованию обстоятельств взрывов, не столько в составе комиссии, сколько в качестве политика. Я имею в виду его поездку в Вашингтон с презентацией фильма "Покушение на Россию", его выступление в Институте им. Кеннана, его усилия по распространению фильма через региональную сеть "Либеральной России" и, наконец, его связь с адвокатом Михаилом Трепашкиным, который в конце концов вышел на след ФСБ и угодил за это в тюрьму.
Контакты Юшенкова по линии расследования взрывов с "лондонской" группой, в том числе с Александром Литвиненко и Никитой Чекулиным, а также с Юрием Фельштинским, сестрами Морозовыми и Фондом гражданских свобод в США не прекратились в связи с расколом в "Либеральной России" и были гораздо более глубокими и содержательными, чем деятельность всех остальных членов комиссии вместе взятых.
Юшенков безусловно был ведущим российским политиком, продвигавшим тему взрывов. Он неоднократно говорил, что сделает историю взрывов центральной темой своего участия в выборах, а ни для кого не секрет, что будь он жив, именно он, а не Иван Рыбкин, был бы соперником Путина от "Либеральной России".
У меня нет сомнения, что спецслужбы были наиболее разъярены, а Кремль - особенно озабочен именно этим аспектом деятельности Юшенкова. Об этом, кстати, говорил сам Юшенков во время cвоего визита в Вашингтон в апреле 2002 года.
Грани.Ру, 03.03.2004
Статьи по теме
Сорок дней без Юшенкова
Прошло сорок дней после гибели от рук убийцы Сергея Юшенкова, депутата Государственной думы, одного из основателей и лидеров партии "Либеральная Россия". О Сергее Николаевиче как политике и человеке, о политическом значении его убийства и перспективах расследования этого преступления говорят люди, хорошо его знавшие и близкие ему по убеждениям.
Если не он, то кто же?
Такого у нас еще не бывало - подозреваемый в громком убийстве задержан спустя несколько дней после преступления. Правоохранители пришли в Думу для отчета о расследовании убийства Сергея Юшенкова не с пустыми руками. Однако очень похоже, что следствие оказывает недопустимое давление на 20-летнего Артема Стефанова, чтобы получить от него "царицу доказательств". Внешне похож, мотив есть, не хватает только признания. А 48 часов уже на исходе...
Читайте комментарий Ильи Мильштейна.
В последний путь
В воскресенье похоронили Сергея Юшенкова. С утра гроб с телом покойного установили в зале Дворца молодежи. Прощание, митинг и погребение на Ваганьковском кладбище. Милиция явно готовилась к какой-то провокации - прошел слух, что столичные наци собираются шумно отметить день рождения фюрера. Но все обошлось. Проститься с Сергеем Юшенковым пришли в основном друзья по демократическому движению, депутаты из СПС, "Яблока". Верховную власть представлял спикер Думы. Ни одного представителя администрации президента, правительства, столичной мэрии в траурном зале замечено не было.
Время пугаться
Убийство Сергея Юшенкова произошло на смене мировых эпох, пока не очень заметной в России. Для нас же оно показывает, что ничего не меняется. Отношения внутри элиты построены на провокациях, сговорах и селекции посредством киллеров. Общественное мнение, не говоря уже о правоохранительных органах, бессильно. Вся надежда на то, что разумная часть элиты испугается раньше, чем встретится со своим селекционером. А то они там, наверху, убеждены, что на них пуля не отлита, как некогда полагали, что до них воронок не доедет.