статья Сорок дней без Юшенкова

26.05.2003

В сороковой день после трагической гибели Сергея Юшенкова о нем вспоминают российские политики, близкие ему по убеждениям.

Иван Рыбкин. Фото с сайта  www.ng.ru Иван Рыбкин, бывший председатель Госдумы:

Убийца Сергея Юшенкова скорее всего найден не будет. Уж очень многим это было бы невыгодно.

После гибели Сергея - а это было политическое убийство - политическая элита присмирела. Я думаю, те, кто ставил себе целью запугать ее, этой цели добились. Во многом осиротела партия "Либеральная Россия". Это очень заметно. Сергей Николаевич искал вариант преодоления раскола между всеми частями "Либеральной России" как партии. Как всякий либеральный демократ, он считал, что в партии вполне возможна свобода мнений.

Конечно же, осиротела всенародная национальная демократическая акция "Это - мой кандидат". Я это остро чувствую как председатель наблюдательной комиссии этой акции. Отклик людей на акцию оказался очень живой, мы получили уже десятки тысяч анкет. Кандидаты, получившие наибольшее количество голосов, распределяются так: Сергей Юшенков, Иван Рыбкин, Григорий Явлинский, Светлана Сорокина, Ирина Хакамада, Борис Немцов, Гарри Каспаров, Владимир Войнович, Виктор Шендерович, Борис Березовский.

Теперь на правом фланге в политике в целом и в Думе в частности некому подняться и заявить четко аргументированную точку зрения правых сил. Думаю, в государстве уже успели это заметить.

У партии могут быть отцы, могут быть и отчимы. Отцы-основатели - Юшенков, Головлев, Березовский - были инициаторами превращения "Либеральной России" в партию. Они создавали партию остро оппозиционную, но конструктивную, потому что, критикуя, всегда предлагали варианты решения проблем внешней и внутренней политики России. Два отца-основателя убиты. Березовский пытается удержать партию в русле конструктивной жесткой оппозиции существующей власти. Но появились отчимы или даже пройдохи от политики, которые навязывают иную точку зрения и пытаются отвести "Либеральную Россию" куда-то в отстой, в тихий затон, где бы спокойно можно было ловить рыбу. Точку зрения этих бестий не разделяет абсолютное большинство партии.

Ольга Старовойтова. Фото с сайта www.vesti.ru Ольга Старовойтова, сестра депутата Госдумы Галины Старовойтовой, убитой в 1998 году:

Трудно сказать, было ли убийство исключительно политическим. Надо определить, каков критерий политического убийства. Из того, что я знаю, из того, что говорят люди из его окружения, юристы, очевидно, что деньгами Юшенков не интересовался вовсе. Не тот тип человека. Всем нужны деньги, но не для всех они составляют смысл жизни.

Странно, если это убийство будет квалифицировано иначе, чем политическое. Не знаю, почему выбрали именно Сергея Николаевича. Для меня это загадка.

Я надеюсь, что "Либеральная Россия" все же встанет на ноги. В такой большой стране, как наша, должна быть настоящая либеральная партия. Конечно, сейчас у них тяжелое положение. Если это было целью убийц, то в какой-то мере они ее достигли.

Сейчас главное верить. Верить в то, что убийцы будут найдены. Когда трагедия случилась с Галиной, большинство людей говорило, что ничего не удастся выяснить. Однако исполнители этого преступления арестованы, им будет предъявлено обвинение. Конечно, только суд решит, они ли это сделали. Но если мы все будем говорить "нет, никогда", то так оно и будет. Надо верить, что когда-то это дело будет раскрыто.

Валерий Хомяков. Фото с сайта  www.sps.ru Валерий Хомяков, директор Агентства прикладной и региональной политики

Первая моя оценка происшедшего была излишне эмоциональной. Теперь, по прошествии достаточно долгого времени, я понял, что убийство Сергея Николаевича было, конечно, политическим но еще и ритуальным. Если это убийство ритуальное, тогда вопрос, кто его убил и за что, отпадает сразу. Сергей был очень чист. Он не был влиятельным депутатом. Он был хорошим ньюсмейкером. Что касается депутатских дел, трудно представить, что он лоббировал какие-то законы. Безусловно, он высказывался по любому из важных законопроектов, но не более того. Среди властных элит влияние его было очень низким. Вместе с тем он был очень символичной фигурой. Таких людей у нас не так много. Его символичность, как мне кажется, как раз и привлекла тех, кто решил его убрать. Пока нельзя ответить на вопрос, достигли ли убийцы свой цели. На мой взгляд, убийство Сергея - это не конечная цель, а начало большого этапа, в который нас хотят вовлечь. Есть такие серьезные опасения. В ближайшее время должно начаться, что-то большое, темное.

После смерти Юшенкова "Либеральная Россия" сможет встать на ноги только в одном случае: если эта партия будет действительно оппозиционной, если она перестанет играть, как это делает похмелкинское крыло, в некую виртуальную оппозицию. Потому что в Кремле сейчас есть масса планов по созданию такой квазиоппозиционной структуры, чтобы забрать протестные голоса: люди голосуют против, а мандаты остаются у власти. Похмелкин в последнее время очень сблизился с Кремлем. Это видно даже по тому, как часто он появляется на первом и втором каналах.

Едва ли истинные убийцы будут найдены. Конечно, могут кого-то назначить, как, например, случилось в деле генерала Гамова. Убийцу нашли, да только его уже в живых нет. Так и здесь: непосредственных исполнителей наверняка уже ликвидировали, а заказчиков мы не найдем никогда. Убийство Юшенкова я бы поставил на один уровень с убийством Кеннеди, несмотря на разный вес этих фигур. В Америке до сих пор гадают, за что убили Кеннеди. Я думаю, что и мы никогда не узнаем, за что убили Сергея.

Сергей Ковалев. Фото 'Огонек' Сергей Ковалев, депутат Госдумы, правозащитник:

Я по-прежнему считаю это убийство политическим. Для меня это совершенно очевидно. Если жертвой убийц стал яркий оппозиционер, то организаторов и исполнителей надо искать среди адептов существующей власти и нынешнего направления нашей политики. У нас в стране провозглашалось правительство управляемой демократии. Сергей Николаевич был одним из самых упрямых и ярких противников этого чудовищного понятия. Думаю, что у этого направления российского развития есть сторонники куда более страстные и энергичные, чем сами авторы программы - президент и его окружение. На следующий день после убийства Юшенкова я написал открытое обращение к президенту, в котором призывал не забыть об этом направлении поисков.

Почему именно Юшенков? У меня на этот счет есть догадка. Юшенков, в отличие от очень многих людей, не одобряющих нынешнюю власть и внутреннюю политику этой власти, обладал незаурядным организационным талантом. Оппозиционные высказывания не очень волнуют наших политических прагматиков, находящихся на пике власти. Другое дело незаурядный талант Юшенкова-организатора. Он умел не только генерировать критические соображения, но и осуществлять практические действия. Яркий пример - акция "Это - мой кандидат", инициатором которой был Сергей. Она могла смутить адептов власти, так как могла оказаться чрезвычайно действенной. К сожалению, без Сергея она вряд ли будет иметь большой успех.

Борис Березовский. Фото с сайта NEWSru.com Борис Березовский, предприниматель, один из основателей партии "Либеральная Россия":

Убили моего соратника по политике. Это, без сомнения, политическое убийство, так же, как в случае с Головлевым. Мне кажется, что в какой-то степени убийцы достигли того, к чему стремились. Больше людей испугалось. Это я ощущаю по членам партии "Либеральная Россия".

Его выбрали именно потому, что не может быть и разговоров о том, что деньги, коррупция имели здесь место. Это ясное послание обществу следующего содержания: мы убили человека, который не соглашался с политикой сегодняшней власти. Убили политика, несогласного с сегодняшним режимом.

К сожалению, это не первое убийство демократического деятеля. Мы помним и Старовойтову, и Головлева. Самое страшное, что это не конец.

Партия переживает глубокий кризис, но он стал меньше, чем был раньше. Как ни парадоксально, убийство Юшенкова консолидировало партию и одновременно выявило лицемерие той ее части, которая пыталась под либеральными лозунгами пересаживаться в автомобили. Партия оказалась перед выбором: испугаться или сплотиться.

Будет ли найден убийца - вопрос к ФСБ, к президенту: ведь это он создавал вертикаль власти, на вершине которой мыслил себя самого. Он теперь за все в ответе. Вопрос к нему. Пусть отвечает.

Борис Золотухин, сопредседатель партии "Либеральная Россия":

В моем восприятии смерти Сергея Юшенкова за истекшие 40 дней не произошло никаких изменений. Я и все мои товарищи по партии понесли невосполнимую утрату. Сергей Николаевич был основателем нашей партии. Кроме того, он был просто моим большим другом. Все мы чувствуем себя осиротевшими, всем нам не хватает его мудрости, принципиальности, его непримиримости к политическому предательству. Нам не хватает его политического руководства.

Это убийство бросило вызов силам демократии. Оно должно было продемонстрировать готовность реакционных сил бороться с демократией любыми средствами, включая политическое убийство. Своей цели убийцы не достигли, но продемонстрировать свою опасность для демократии им удалось. Надеюсь, что с уходом Юшенкова партия "Либеральная Россия" не изменится. Мы будем верны памяти Сергея Николаевича, будем делать все, чтобы сохранить партию такой, какой он ее задумал. Мы очистимся от политических проходимцев.

Судя по тому печальному опыту, который мы имеем, наши правоохранительные органы то ли не хотят, то ли не умеют раскрывать политические убийства. Пока что они нам не продемонстрировали ни желания, ни умения это делать.

Валерия Новодворская. Фото с сайта www.orc.ru Валерия Новодворская, лидер партии "Демократический союз", публицист:

Это не политическое убийство, это казнь. Cмертный приговор, такой же, как вынесли Галине Старовойтовой, Владимиру Головлеву. Приговор, произнесенный Кремлем, исполнителем его является Лубянка.

Неправдоподобно, что убийство Юшенкова произошло без ведома президента. Ни Гале, ни Сергею нет замены, в парламенте не осталось, кроме Сергея Ковалева, ни одного депутата который с трибуны мог бы выступить с демократических позиций непосредственно против президента, против того режима личной власти, который создается в стране, против КГБ. Более того, на выборах "Либеральная Россия" без Сережи не будет уже иметь такого оппозиционного оттенка - неслучайно ведь Сережу убили в день регистрации "Либеральной России".

Те, кто организовал убийство, достигли своей цели. Во-первых, они погасили потенциал оппозиционной, жестко оппозиционной "Либеральной России"; во-вторых, они сделали очень проблематичным ее дальнейшее существование. Сережа был харизматической личностью, многие шли лично за ним. Парламент после убийства Сережи зачищен полностью. Сергей по своим данным, по способностям, по умению говорить с трибуны был очень похож на Дантона, он был одним из лучших ораторов страны. Теперь в Думе такого не осталось.

В "Новом расследовании Николая Николаева" нам уже говорили, что убийство Юшенкова случайность, что его даже и убивать не хотели. Итогом таких расследований будет очередная оскорбительная ложь, как в деле Галины Старовойтовой.

"Эскадроны смерти" действуют еще со времен убийства Гали. Пресса не смеет об этом писать, а многие политики не смеют об этом сказать вслух, и это значит, что можно продолжать в том же духе. Полная безнаказанность убийцам гарантирована.

Алексей Юшенков, сын Сергея Юшенкова:

Фактически следствие не сдвинулось с мертвой точки. Сначала они отрабатывали такие варианты как коммерческое убийство, потом бытовое. Теперь ход следствия замедлился, а может быть, оно и вовсе стоит на месте. Впрочем, что можно ожидать от следователей, которые позволяют себе коверкать название партии, для которых ЛДПР и "Либеральная Россия" одно и то же.

О целях, которые преследовали организаторы убийства, я ничего не могу сказать. Может быть, это связано с предвыборными списками, которые готовил мой отец. Эти списки никто не мог просчитать, и там были кандидаты, способные перетянуть на себя электорат абсолютно у любой партии. Можно предположить, что причиной убийства могли быть именно они, но на этот вопрос в точности может ответить только тщательное следствие. Хотя, судя по нынешнему состоянию расследования, вряд ли убийцу когда-нибудь отыщут. Вернее, непосредственного исполнителя найти могут, а вот заказчиков убийства, тех, кому это было выгодно, никогда не найдут.

26.05.2003


новость Новости по теме