статья Военно-полицейская контрреволюция

Андрей Колесников, 25.10.2003
Юкос. Коллаж Граней.Ру

Юкос. Коллаж Граней.Ру

Российская элита, включая верхушку бизнес-среды, с некоторым испугом и беспокойством проглатывала все то, что с ней делали в течение последних четырех месяцев, но не предпринимала сколько-нибудь серьезных шагов – разговор вертелся вокруг ложных и всем очевидных сущностей: легитимности/нелегитимности приватизации, ее справедливости/несправедливости.

Этот сугубо теоретический спор был переведен в практическую плоскость прокуратурой и ФСБ. Возможно, теперь, наконец, и бизнес, и демократические партии поймут: все гораздо серьезнее, чем казалось. Спор идет о власти, и более ни о чем. Силовикам не хватает почти абсолютной власти, которая у них есть, – им нужно больше. Нашим доморощенным ястребам необходимы финансово-экономические активы, которые реально работают. Кто наиболее успешен, тот и попадает под колесо госкапиталистического "правосудия". С известной долей метафоризации речь можно вести о государственном перевороте, о пересмотре правовых основ российского государства и результатов буржуазной революции 90-х годов прошлого века. То есть о военно-полицейской контрреволюции.

Кажется, это почувствовали бизнесмены и демократы: наконец-то после недомолвок, оговорок, сомнений, ритуальных книксенов в сторону Кремля они стали внятно артикулировать свою позицию. Правильно, что они добиваются встречи с президентом. Только вот заметил ли кто, что вызывающе наглый спецслужбистский захват Ходорковского был прямым ответом на недавнее письмо РСПП? Хотите знать мнение власти – получите ответ в невербальной форме. Такое вот эпистолярное наследие…

Когда началась история с Платоном Лебедевым, на политических тусовках и во время элитных ужинов в дорогих ресторанах, в курилках редакций и демократичных кофейнях представители бывшей интеллигенции, ныне разошедшиеся по разным социальным стратам, дружно рассуждали по поводу того, одернет президент прокуратуру или нет, и если одернет, то когда. Это считалось "моментом истины". Этот самый момент растянулся на месяцы. И вот теперь-то, в самый пик предвыборного цикла, политикам, элитам, бизнесу пришло время определиться: с президентом они или против него. Потому что если сейчас из Кремля не последует четкого сигнала, а г-н Устинов так и останется в кресле генпрокурора, станет понятно, какой такой "новый контракт" будет заключать глава государства и с кем. Ситуация абсолютно черно-белая: контракт этот будет заключен – причем еще до выборов - или с "хунтой", или с более или менее внятно ориентированной на демократическое и рыночное развитие частью элиты, государства, общества. Дальше ехать уже некуда.

И дело, безусловно, не в фигуре Ходорковского – не он сам возводил себя на пьедестал мученика, и не его менеджемент, а силовики обеспечили "ЮКОСу" беспрецедентный пиар. Просто каждый почувствовал, что он может оказаться на месте нефтяного магната. Каждый – сколько бы он ни платил налогов, какие бы деньги ни направлял на социальные и гуманитарные программы, как бы ни откупался от надоедливой власти, взимающий налог за лояльность, цинично спекулируя на социальной проблематике. Уже не работает, уже не спасает. Общественный договор невозможен, потому что еще один шаг – и одна из его сторон, а именно власть, станет недоговороспособной. Тираническим режимам все эти глупости в стиле Жан-Жака Руссо не нужны.

Буржуазная революция должна уметь защищаться. В свое время этой способности лишилась революция социалистическая – и Дом на набережной стал с дьявольской методичностью пустеть. В эту логику трудно поверить, но сегодня стало очевидно, что военно-полицейский тиранический госкапитализм – одна из явных альтернатив развития России.

Андрей Колесников, 25.10.2003


новость Новости по теме