1993 год. "Письмо сорока двух"
25 лет назад, 5 октября 1993 года, в газете "Известия" было опубликовано письмо 42 писателей, в числе которых были Дмитрий Лихачев, Виктор Астафьев, Григорий Бакланов, Василь Быков, Алесь Адамович, Борис Васильев, Даниил Гранин, Булат Окуджава, Юрий Нагибин, Анатолий Приставкин, Юрий Черниченко. Они требовали запретить "все виды коммунистических и националистических партий, фронтов и объединений", "все незаконные военизированные, а тем более вооруженные объединения", ввести и широко использовать жесткие юридические санкции "за пропаганду фашизма, шовинизма, расовой ненависти, за призывы к насилию и жестокости".
В письме утверждалось, что необходимо закрыть "впредь до судебного разбирательства" ряд газет и журналов, в частности газеты "День", "Советская Россия", "Литературная Россия", "Правда", "возбуждавшие ненависть, призывавшие к насилию и являющиеся... одними из главных организаторов и виновников происшедшей трагедии", и телепрограмму "600 секунд". В нем также было требование приостановить деятельность Советов, "отказавшихся подчиняться законной власти", а кроме того, признать нелегитимными не только Съезд народных депутатов и Верховный совет, но и все образованные ими органы, включая Конституционный суд.
Статьи по теме

Расстрел парламента
Октябрьский путч 1993 года - эта вторая после августовского путча 91-го (и тоже провалившаяся) попытка коммунистического реванша - изображается как восстание народных масс против ненавистного большинству граждан России "ельцинизма", в каковое понятие "включались грабительские реформы, разнузданность демократических свобод и коррупция, все черты российской революции девяностых".

Пир побежденных
Наша вторая гражданская началась и закончилась в октябре 1993 года. И почти все ее участники живы кроме главных победителей - Бориса Ельцина и Егора Гайдара. Но побежденные врут так, как будто не осталось очевидцев. Телеканалы воют гиенами, путинисты тявкают из европодворотен, потому что ненависть к Ельцину, к реформам, к свободе, к западничеству у нынешней чекистской власти зашкаливает.

Зря ждем перемен
Ельцин удержался. Перемены налицо. Но я пишу это вовсе не для того, чтобы бросать комья грязи в Бориса Николаевича или в свои тогдашние надежды. Октябрь 1993 года оказался не развилкой, он был продолжением, вот в чем дело. Продолжением выживания той самой номенклатуры, которая как змей из русских сказок – одну голову отрубаешь, а уже новая растет, краше прежней.

Между Силой и Харибдой
За торжество демократии бились бойцы ОМОНа. За хрупкие идеалы западной цивилизации дралась армия. За Основной Закон стояли горой штурмовики Баркашова. За разделение властей рвали милицейские цепи боевики Анпилова. Оттесненная с поля боя профессионалами, интеллигенция совершала непростой выбор между генералом Макашовым и спецназом "Альфа".

Знают истину танки
Девятая годовщина второго путча - повод для размышлений невеселых. И речь не только о том, что тогда, в октябре 93-го, столичный асфальт опять уродовали танки, и эти танки стреляли по довольно крупному зданию в центре города, и в Москве гибли люди. Речь об историческом значении тех событий. О том, чем обернулись они для России.


















