Пересмотр итогов приватизации и десталинизации
Неделя удалась! Разумеется, с точки зрения обозревателя информационных войн. Уж больно ловко три основных направления боевых действий складываются в цельную картину. Итак, первое – прямое продолжение действий, отмечавшихся еще и неделю, и две, и три назад. Именуется это информационной подготовкой пересмотра итогов приватизации в добывающей промышленности. То есть, попросту говоря, нефтяников хотят покулачить. И для начала стравливают президента с Михаилом Ходорковским, благо что они немного повздорили в Кремле при личной встрече. Правда, хозяин "ЮКОСа" был там вроде как основной докладчик, но это, как известно, далеко не всегда свидетельствует в пользу российского чиновника или олигарха. Результат – после небольшой пробной кампании (то там, то сям о "народном достоянии", сиречь недрах) последовала большая статья в главной московской газете, хранящей в своем названии воспоминания о союзе молодежи, из которого вышли многие славные капиталисты. В том числе и сам Ходорковский. Там заклеймили всех "прихватизаторов-либералов" и олигарха (правда, без имени), которому президент очень правильно и своевременно прочел отповедь. Не таким, мол, рога обламывали.
Но не сходится. Таким – не обламывали. Человек, первым объявивший о своих миллиардах на весь мир, - это представитель уже другого поколения олигархов. Даже такое чижикоедство, как изгнание Березовского, привело к интенсификации его существования в информационном пространстве страны и к еще большему усложнению пространства политического. Что может последовать за давлением на нефтяников, предсказать невозможно. Но вот один прогноз, сугубо частный, очевиден. Судя по всему, в ближайшее время получит развитие такая тема, как президентские амбиции Ходорковского. Многие знающие люди считают, что распустить такой слух - это лучший способ погубить человека.
А другие знающие люди давно уже предрекали нечто подобное: Ходорковский, по их мнению, пошел по неверному пути Березовского в своей общественно-политической деятельности. Но это сравнение не совсем корректно, ибо своего "Единства" великий русский нефтяник пока еще не создал и власти не подарил. Вот только сейчас выясняется, что было то подношение вроде белого слона. Это так принято в некоторых индийских княжествах – раджа дарит приближенному священного белого слона, который постепенно вытаптывает все посевы и разоряет бедного сановника. С той лишь разницей, что в России "Единство" подарили власти, а не наоборот.
В принципе, конечно, о "Единой России" надо писать либо хорошо, либо ничего. На этой неделе писали хорошо, и даже изумительно хорошо. Выяснилось, что именно ЕР уладила конфликт между бюджетниками и правительством. Не будем спорить, это лишнее. Тем более что не только это изумляет, а еще и то, что в тех же, вполне лояльных, газетах и на некоторых сайтах появились публикации о всяком аппаратном безобразии, творящемся в местных парторганизациях ЕР. Оказывается, там людей чуть ли не насильно в члены записывали. С чего вдруг начались обличения?
Объяснение одно: все это – навстречу съезду, который явится съездом обновления и созидания. Вроде Двадцатого. Надо очиститься от скверны и прочего. Хотя Двадцатый съезд ныне вспоминать не принято, особенно в юбилейные сталинские дни. Единственным исключением стал ТВС, на котором пятидесятилетие смерти Сталина отметили киселевским фильмом о Хрущеве.
Да, главную тему недели я оставил под конец, поскольку таковой ее не считаю – главной. В этой гальванизации трупа было нечто ненормальное, болезненное, глубоко депрессивное, независимо от политической направленности комментариев. И надо же такому случиться, что именно на этой неделе одна почтенная газета разразилась серией воспоминаний о Путине-разведчике. Читать их было – одна радость и нежность. Вот только не рановато ли мемуары писать? Еще не весь президентский срок вышел, да и сохраняются пока шансы выиграть выборы в 2004 году. Что это за пиар какой-то странный – не о том, какой президент хочет видеть нашу страну в будущем, а как славно ему служилось за границей в прошлом. И совершенно неважно, что они там в этих статьях нагородили. Важно и знаменательно другое – мы наблюдаем классические симптомы депрессии, когда страна, разные социальные группы, партии, один человек цепляются за обломки истории и собственной жизни, чтобы хоть как-то компенсировать растерянность перед настоящим и будущим. Вот с таким настроением у нас ведутся информационные войны. Но они – единственный элемент современной общественной, политической, да и экономической жизни, который обращен в будущее.
Впрочем, это я поспешил. Война с нефтяниками имеет целью пересмотр итогов приватизации, то есть это очередная ревизия истории, попытка вернуться в страну с непредсказуемым прошлым. А что до президента, то не парадокс ли: электорату более всего нравится в главе государства динамичность и здоровье (вообще в качестве позитивных опросы выявляют исключительно телесные качества), а московские интеллектуалы убеждают себя и других, что идеологией партии власти непременно должен быть консерватизм. Причем такой, которому все равно что консервировать.
Статьи по теме
Пересмотр итогов приватизации и десталинизации
В сегодняшней России, оказывается, все обращены в прошлое. Люди во власти жаждут пересмотреть итоги приватизации девяностых годов. Население вздыхает по мертвой стабильности начала пятидесятых, поминая Сталина таким, каким он был перед смертью, а не в годы коренных переломов и головокружения от успехов. А кремлевские пиарщики предпочитают рассказывать, каким был Путин-резидент, лишь бы не говорить, каким еще будет Путин-президент. Кажется, вообще все вопросы о будущем становятся бестактными. Это классический симптом депрессии, считает обозреватель Граней.Ру Дмитрий Шушарин.
Лыжная мазь для губернаторов
Как водится, президент Путин назвал свои новогодние горнолыжные каникулы в Магнитогорске рабочим отпуском. Высокая политика вершится в уральском сугробе. Концом лыжной палки глава государства подписывает судьбоносные уложения. Нет, ничего не говорите: это изощренный пиаровский ход. Дела в отпуске Путин ведет исключительно с региональными лидерами. Пусть почувствуют, что Кремлю не так уж важна их поддержка. Пусть знают, что о них и вспоминают-то только в отпуске на уральской лыжне.
Вертикаль о двух концах
В Кремле прошло заседание Госсовета по федеративной реформе. Президенты и губернаторы, похоже, смирились с преобразованиями, намечаемыми комиссией Козака. Они не заблуждаются относительно мотивов, побуждающих президента поскорее, как он сам выразился, "провести четкую границу в обязательствах региональных и местных властей перед гражданином, обществом и государством". Путин хочет получить рычаг давления на них "снизу", через подконтрольные федеральному центру и достаточно независимые от регионов муниципии.
Итого третий срок - это кое-что
Аргументы Волошина и Суркова звучали безыскусно: "Живи и жить давай другим. Президенту надо ведь думать о следующих выборах. А главные региональные бароны контролируют самые большие куски электората и клянутся поддержать действующего президента при любых обстоятельствах. Дайте им третий срок - и они, дорогой Владимир Владимирович, преподнесут вам второй президентский срок на бело-сине-красном блюдечке".
Простер десницу - и обратно
Многие наблюдатели, знающие кремлевскую кухню не понаслышке, видят в федералистских новациях Кремля не более чем спланированную политическую кампанию. Скорее всего, Путин для начала намерен "отдавить" площадку для длительного предвыборного торга с региональными баронами. Сначала отнять (или пригрозить отнять) - а потом торговаться. Торговаться самому, желательно без посредника в виде структур собственной администрации.
"Он маленький, немытый и рябой..."
Спустя полвека после смерти Сталина наше общество все еще не может отвести величайшему негодяю всех времен и народов подобающее ему место в истории. Опросы показывают, что большинство россиян оценивает деятельность Иосифа Виссарионовича скорее положительно. Депутаты Госдумы, следуя примеру президента Путина, уважительно вспоминают о роли Сталина в войне. Между тем обозреватель Граней.Ру считает лучшим описанием вождя стихотворную строчку Окуджавы.
Своей ли смертью умер Сталин?
В отличие от миллионов убитых по его приказам, Сталин умер в своей постели. Однако многие считают, что отправиться на тот свет вождю помогли его соратники, в особенности зловещий Лаврентий Берия. Так был ли Сталин жертвой заговора? Историк Борис Соколов отвечает на этот вопрос, используя малоизвестные архивные источники.
Суждены нам благие порывы, но убить никого не дано
"Вот сейчас мне кажется, что будь на его месте Сталин или Рыков, я бы определенно выстрелил, а вот Бухарина мне жаль было убивать... Вот сейчас мне кажется, что будь это не в присутствии столь многочисленного заседания, я бы и Бухарина убил".