Итого третий срок - это кое-что
8 июля Конституционный суд признал соответствующей Конституции норму закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" в части возможности для глав субъектов федерации переизбираться на третий срок. Все главы регионов, кто сел в свое кресло после октября 1999 года, то есть с момента вступления в силу федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", могут считать это началом своего первого срока. За небольшим исключением: если в конституциях или уставах субъектов федерации существовало подобное ограничение еще до принятия федерального закона (до 1999 года), то законодатели этих регионов вправе сами решать, применять его с 1999 года или с более раннего срока, когда оно появилось в местном законодательстве.
Возможностью пойти на выборы в третий раз наделены 17 главам регионов. Из решения суда следует, что мэр Москвы Юрий Лужков, губернатор Свердловской области Эдуард Россель могут баллотироваться еще на один срок, президент Башкирии Муртаза Рахимов и президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов - еще на два срока.
Решение КС было вынесено после рассмотрения дела о проверке конституционности ряда положений федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также положения Конституции Якутии и республиканского закона о выборах президента. Поводом к рассмотрению дела послужили запросы депутатов Госдумы и Верховного суда Якутии.
По сведениям осведомленного собеседника Граней.Ру в президентской администрации, обсуждение в КС потому и тянулось около трех месяцев, что операция "Третий срок" представляла собой сложнейшую политтехнологическую и финансовую операцию стоимостью $80-90 млн.
Как известно, закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", вступивший в силу в октябре 1999 года, ограничивал правление глав регионов двумя сроками. В мае 2001 года под давлением "старой команды" в президентской администрации Думой была принята поправка, даровавшая право вести отсчет срока правления только с момента принятия закона. Аргументы Александра Волошина и Владислава Суркова звучали безыскусно: "Живи и жить давай другим. Президенту надо ведь думать о следующих выборах. А главные региональные бароны контролируют самые большие куски электората и клянутся поддержать действующего президента при любых обстоятельствах. Дайте им третий срок - и они, дорогой Владимир Владимирович, преподнесут вам второй президентский срок на бело-сине-красном блюдечке. А экономия-то какая выходит".
Как считается, у "старой гвардии" устойчивые резоны лоббировать тему третьего срока. Политблок администрации (главное управление по внутренней политике и главное территориальное управление) привыкли самостоятельно разруливать регионы, согласовывая на коммерческой основе интересы московских олигархов с интересами целых групп местных элит. Тем более "команде Волошина-Суркова" и дружественным ей PR-структурам приятнее выкатывать на выборы богатых дядек, нежели чекистских выдвиженцев - без PR-бюджетов и зачастую без адмресурса. К убежденным противникам третьего срока для губернаторов в Кремле называют замруководителя президентской администрации Дмитрия Козака, который пытался торпедировать поправки Суркова. Стараниями Козака и думской фракции СПС родилась так называемая поправка Надеждина, ограничивающая право на третий срок. Но у Козака, имеющего минимальные возможности влияния на Думу, ничего не вышло.
Последний провал очередной попытки питерской части администрации продавить через Думу поправки в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти в субъектах РФ", запрещающие большей части глав регионов баллотироваться на третий срок, относится к 14 ноября 2001 года. О накале борьбы свидетельствовали итоги тайного голосования: для преодоления сенатского вето на упомянутые поправки необходимо было 300 депутатских голосов; инициаторы поправок недобрали всего 14.
В сущности, тщетные усилия г-на Козака и поддержавшего его из тактических соображений первого замруководителя администрации Дмитрия Медведева лишь помогли Владиславу Суркову заставить регионалов быть более благодарными за третий срок. Теперь КС подтвердил прошлогоднюю майскую поправку. В результате глава Башкирии Муртаза Рахимов получает возможность управлять республикой с 1990 до 2013 года, то есть дольше, чем пребывал на своем посту генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев (1964-1982 гг.).
Кроме того, решение КС дало администрации еще и косвенный психолого-политический эффект: главы регионов, чисто технически не подпадающие под третий срок, становятся теперь носителями синдрома зависти к 17 счастливчикам. Это сильно затруднит для влиятельных третьесрочников (Лужкова, Рахимова и Росселя) формирование сенатской оппозиции через своих ставленников в верхней палате, как это было в 1999 году. Между тем большинству глав регионов придется теперь долго, накладно и хлопотно договариваться с региональными законодательными собраниями об отмене ограничений, введенных местными законодательствами на третий срок. Это порождает в губернаторских массах определенное недовольство.
Статьи по теме
Итого третий срок - это кое-что
Аргументы Волошина и Суркова звучали безыскусно: "Живи и жить давай другим. Президенту надо ведь думать о следующих выборах. А главные региональные бароны контролируют самые большие куски электората и клянутся поддержать действующего президента при любых обстоятельствах. Дайте им третий срок - и они, дорогой Владимир Владимирович, преподнесут вам второй президентский срок на бело-сине-красном блюдечке".