Медведев: Время оптимистических оценок пока не наступило
Время оптимистических оценок пока не наступило, уверен президент Дмитрий Медведев в отношении состояния мировой экономики. "Недавно на встрече по случаю Дня предпринимательства я сказал: все эти разговоры, что дно достигнуто, это, по-моему, аналитические изыски. Если бы от этого зависело реальное положение дел, я готов был бы подписать указ о том, что дно кризиса достигнуто, мы на нем стоим. Но жизнь совершенно иначе выглядит", – заявил глава государства в интервью "Коммерсанту".
По мнению Медведева, выход из экономического кризиса возможен в рамках одной из моделей, которые президент определил буквами V, W и L. V-модель заключается в том, что мир будет выходить из кризиса резко, так же, как в него попал. W-модель предполагает после периода восстановления еще один спад. Если же экономика будет развиваться по L-модели, то тогда выход из кризиса займет много времени и будет постепенным. Медведев не уточнил, по какой из этих трех моделей, по его мнению, будет проходить процесс выхода из кризиса.
Медведев также уделил внимание предложениям России по реформированию мировой финансовой системы и необходимости укреплять имидж рубля, чтобы он постепенно становился региональной резервной валютой. Кроме того, он коснулся вопроса о дальнейшем переносе столичных функций из Москвы в Петербург. По словам Медведева, эта задача не является приоритетной, хотя нельзя исключать, что часть функций будет передана регионам.
Отдельной темой интервью стала тема притеснения малого бизнеса со стороны чиновников. Медведев признал, что пока чиновники все еще "кошмарят бизнес", хотя постепенно ситуация в этой сфере становится лучше. Президент привел в пример принятие закона о защите предпринимательства. "Он уже вступил в силу, и теперь вопрос в том, чтобы он неукоснительно исполнялся", – пояснил Медведев.
Президент дал интервью "Коммерсанту" накануне открытия официальной части Петербургского международного экономического форума. Ожидается, что Медведев примет участие в его работе.
Подвергнутые критике главы государства оптимистические оценки перспектив российской и мировой экономики в последнее время звучат все чаще со стороны российских чиновников. Так, помощник президента Аркадий Дворкович на днях выразил уверенность в том, что второй волны кризиса удастся избежать. В терминах президента это означает, что выход из кризиса произойдет согласно V-образной, а не W-образной модели.
28 мая глава ЦБ Сергей Игнатьев также предположил, что нижняя точка падения российского ВВП уже пройдена. По словам Игнатьева, наглядным признаком выздоровления экономики стало возобновление роста международных резервов, объем которых перешагнул отметку в 400 миллиардов долларов.
При этом воздерживаться от негативных прогнозов чиновников ранее призывал сам Медведев. 26 мая он призвал не делать неоправданных экономических прогнозов о том, когда Россия выйдет из кризиса. "Когда отдельные мои товарищи, в том числе по правительству, говорят о том, что Россия 50 лет не выйдет из кризиса, – это неприемлемо. Если так считаешь, то иди работай в другом месте", – заявил президент.
В апреле с заявлением, что внешнеэкономические условия для России не будут благоприятными в течение 10-50 лет, выступил министр финансов Алексей Кудрин.
Дословно
Дмитрий Медведев
Могу сказать откровенно, я недоволен структурой нашей экономики. Мы это понимали и до кризиса. Вот когда мы говорим, что нужно было что-то делать — тратить меньше или еще что-нибудь,— я думаю, дело не только в этом. И уж точно не в том, чтобы какие-то программы обрезать, тем более социальные. Чего мы действительно не сделали в должной степени — мы не провели диверсификацию структуры нашей экономики. Если бы структура экономики была другая, соответственно были бы эффективные отрасли, которые в полной мере создают национальное богатство. Если бы производительность труда была другая, технологии были бы другие, если бы энергоэффективность была выше, то, конечно, мы бы имели другие результаты. Если бы мы более активно занимались внутренним рынком, развитием внутреннего спроса, это также было бы, безусловно, полезно. А мы вошли в кризис с прежней сырьевой структурой. И как только грохнулись цены на нефть и газ, конечно, мы стали испытывать проблемы. Однобокая структура нашей экономики как раз и выражена в тех цифрах, которые мы сегодня имеем.
"Коммерсант", 05.06.2009