статья С Новым годом, Россия!

Эдуард Лимонов, 31.12.2008
Эдуард Лимонов. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Эдуард Лимонов. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Я серьезно озабочен судьбой оппозиции. В 2006-2007 годах была создана действительно широкая коалиция "Другая Россия", куда вошли основными компонентами нацболы, ОГФ, НДС (и соответственно три лидера этих организаций), но и другие, более мелкие политические организации: республиканцы Рыжкова, часть "Яблока", тогдашняя московская организация СПС. В наших рядах были правозащитники - Людмила Алексеева, Сергей Ковалев. И даже Виктор Анпилов с остатками "Трудовой России". Был Удальцов и еще подчинявшаяся ему часть АКМ.

Однако уже в 2007 году были совершены грубые политические ошибки, неуклюжие движения. На пути к выборам единого кандидата в президенты от оппозиции разошлись (к глубокому сожалению нацболов) пути Каспарова и Касьянова. Свидетелями этой бифуркации, произошедшей 28 июня 2007 года в результате тяжелого переговорного совещания, длившегося семь часов, явился я, несколько нацболов, г-н Сатаров и некоторые другие. Ирония судьбы состоит в том, что до президентских выборов не добрались ни Каспаров, ни Касьянов, то есть копья ломались зря.

На второй конференции "Другой России" мы недосчитались не только РНДС, но и многих правозащитников, разошедшихся во мнении с Каспаровым, как должен выглядеть и кем должен возглавляться Всероссийский Гражданский конгресс. Сергей Удальцов позволил себе некрасивый политический шаг: с трибуны второй конференции заявил о том, что уходит из коалиции, забрав с собой часть АКМ, ему подчинявшуюся. Мог уйти до, мог уйти после, тихо, но предпочел уйти демонстративно, чем заслужил мое вечное недоверие и недоверие других.

После президентских выборов, в которых не смогли участвовать все три кандидата от оппозиции (Буковский, Каспаров, Касьянов), сторонники оппозиции, я полагаю, пережили разочарование. Если оппозиция заявляет о неких планах и перспективах, она должна тщательно взвешивать свои обещания. И свои возможности. Президентские выборы были, положа руку на сердце, неудачей оппозиции. Не были продуманы последствия вызовов, оказавшихся пустой бравадой.

К осени 2007 года нацболы добились от Каспарова поддержки моего проекта Национальной ассамблеи. Проект кульминировал 17 мая 2008 года первой сессией Национальной ассамблеи. Еще раз удалось собрать представительную палитру политических организаций, противостоящих режиму. Национальная ассамблея получилась не сильнее "Другой России", поскольку большинство входящих в нее политических организаций - это небольшие организации (в полицейском государстве развитие оппозиционной политики проблематично), но представительнее. Это факт.

Однако вместо того чтобы решительно вмешаться в текущую политику России, используя как раз преимущество представительности (4/5 всех политических организаций РФ), руководство Национальной ассамблеи принялось за безобидную работу сочинения беззубых проектов законов и прокламаций. Руководством НА было сделано невозможным голосование Национальной ассамблеи по предложению нацболов: а именно - заявить Национальную ассамблею легитимным парламентом страны.

К ноябрю-декабрю уходящего года стало ясно, что НА, к сожалению, оправдывает мои худшие опасения: руководство НА - это анемичное собрание бюрократов и догматиков, как левых так и правых, безвольное до такой степени, что сочинение простого обращения НА превращается в Бородинскую битву бюрократов. Ни президиум (8 человек), ни Совет НА (50 человек), ни бюро НА (23 человека) не функционируют. Обычно 10-12 человек из состава бюро принимают решения, а точнее - не принимают никаких решений.

Нацболы много раз пытались включить в повестку дня насущно необходимый созыв второй очной сессии Национальной ассамблеи. Арифметическое большинство бюро (кворум - 12 человек, нацболов в бюро четверо) неизменно отказывается включить этот вопрос в повестку дня. Мотивация - отсутствие средств, но имеет место, видимо, и опасение: что еще решат семь сотен депутатов. А если предложение нацболов будет принято большинством? Некоторым, видимо, страшно.

Одновременно развиваются уродливые, регрессивные процессы внутри оппозиции. Так, на средства НА, с помощью связей НА, под предлогом создания социальной сети для НА Удальцов (опять появившийся), объездив регионы, слепил быстренько узенькую организацию под названием "Левый фронт". Я полагаю, "Левый фронт" скончался в тот самый момент, когда был доеден последний бутерброд фуршета в честь него. Получилась нежизнеспособная организация, слепленная на бумаге из членов других, таких же нежизнеспособных, дохлых организаций. Подобные регрессивные имитации политической жизни лишь отвлекают наших возможных сторонников от прямой политической борьбы, от конфронтации с властью. В 2006 году была, повторяю, создана широкая коалиция "Другая Россия". Зачем спустя два с половиной года создаются узенькие междусобойчики?

Гарри Каспаров только что выступил со статьей, где теоретически обосновал необходимость создания узкого либерального альянса - "Солидарности". Так же как и "Левый фронт", "Солидарность" - это узкая коалиция идеологических единомышленников и братьев по классу. Статья Каспарова не убедила меня в необходимости создания либерального альянса в разгар кризиса мировой либеральной экономики. Год был потрачен нашими союзниками из ОГФ на организационную работу по созданию "Солидарности". Силы и средства разумнее было употребить на демонтаж режима.

Я бы понял еще необходимость создания такой организации либеральных политиков, если бы свободные выборы брезжили у нас на носу. Да и в этом случае "Солидарность" будет вынуждена конкурировать с... "Яблоком", с РНДС Касьянова, с "Правым делом" Гозмана. Пытаясь объединиться, либералы, как видим, только дробятся, размножаясь делением, как амебы. Если в 2005 году в РФ существовали конкурирующие "Яблоко" и СПС, то теперь я вот перечислил четыре партии. А за что конкурировать? Выборов-то нет.

Каспаров совершенно правильно и разумно заканчивает статью так: "Но надо понимать, что без совместных действий со своими будущими конкурентами на нынешнем этапе у нас так и не появится возможность доказать преимущество своих идей на честных и открытых выборах". В своей статье Каспаров благожелательно отзывается о нацболах. Спасибо ему за это. Только допускает неточность. На свободных выборах ОГФ или "Солидарность" будет конкурировать не с нацболами, а еще с тремя либеральными партиями. Я их перечислил. Но самое главное: в статье Каспарова я не нашел ничего о совместных действиях. А именно это и только это сегодня интересует меня, нацболов и граждан России, сочувствующих оппозиции. Как будем демонтировать власть?

Я предложил еще 17 мая 2008 года свой проект демонтажа. Никто не предложил иного проекта. Национальная ассамблея стала жить без проекта, без стратегии и тактики, полагаясь на русское авось. Авось "кризис" вывезет. С тех пор прошли семь месяцев, в которые оппозиция занималась черт знает чем, только не прямым своим делом. С большим трудом удалось спасти хотя бы честь оппозиции в 2008 году - провести "Марш несогласных". Если бы не марш 14 декабря, вообще бы было стыдно перед гражданами. Россия ждет от оппозиции решительных действий, а не тактических перестроений.

Мои пожелания в 2009 году.

Персонифицировать оппозицию личностями лидеров наиболее структурированных оппозиционных организаций: Каспаров, Касьянов, Лимонов. Граждане должны знать, кто берет на себя ответственность и кто послужит им знаменем, чьи лица на знамени.

Срочно переформатировать Национальную ассамблею и тем спасти ее от смерти. Убрать богомерзкие Совет, бюро, а заодно и президиум. Провести очную сессию НА, на которой избрать председателя НА и четырех вице-председателей. Это и будет все руководство ассамблеи.

В составе таким образом переформатированных оппозиционных сил выступить на завоевание политических и гражданских свобод.

Возглавить немедленно антикризисные протесты по всей стране.

Действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

С Новым годом, Россия!

Эдуард Лимонов, 31.12.2008