Лавров: Идея о санкциях ЕС против России - плод больного воображения
Идея о санкциях ЕС против России не более чем плод "больного изображения", ровно как и предположение о том, что после признания независимости Южной Осетии и Абхазии Россия может форсировать самоопределение Крыма и Приднестровья. С таким заявлением выступил глава российского МИДа Сергей Лавров, комментируя последние высказывания министра иностранных дел Франции, сообщает Reuters.
Жесткий обмен мнениями между Россией и Францией начался спустя короткое время после визита в Москву французского президента Николя Саркози, при содействии которого было заключено соглашение о прекращении огня в зоне конфликтов в Абхазии и Южной Осетии.
Ранее Кушнер назвал признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии грубейшим нарушением международного права и предположил, что аналогичные демарши могут быть предприняты в отношении Крыма и Приднестровья. О возможном применении санкции Евросоюза в отношении России Кушнер впервые заявил в четверг на саммите ЕС в Брюсселе.
Справка
Заявление президента России Дмитрия Медведева о признании независимости Абхазии и Южной Осетии
Уважаемые граждане России!
Вы, безусловно, знаете о трагедии Южной Осетии: ночной расстрел Цхинвала грузинскими войсками привел к гибели сотен наших мирных граждан, погибли российские миротворцы, до конца выполнившие свой долг по защите женщин, детей и стариков.
Грузинское руководство в нарушение Устава ООН, своих обязательств по международным соглашениям, вопреки здравому смыслу развязала вооружённый конфликт, жертвами которого стали мирные люди. Эта же участь ждала Абхазию. Очевидно, в Тбилиси рассчитывали на блицкриг, который поставил бы мировое сообщество перед свершившимся фактом. Был выбран самый бесчеловечный способ добиться своей цели – присоединить Южную Осетию ценой уничтожения целого народа.
Это была не первая попытка. В 1991 году президент Грузии Гамсахурдия с призывом «Грузия – для грузин» – только вдумайтесь в эти слова – приказал штурмовать Сухум и Цхинвал. Тысячи погибших, десятки тысяч беженцев, разорённые сёла – вот к чему тогда это привело. Именно Россия в тот момент остановила истребление абхазского и осетинского народов. Наша страна стала посредником и миротворцем, добиваясь политического урегулирования. При этом мы неизменно исходили из признания территориальной целостности Грузии.
Грузинское руководство выбрало другой путь: срыв переговорного процесса, игнорирование достигнутых договоренностей, политические и военные провокации, нападения на миротворцев – всё это грубо нарушало режим в зонах конфликта, установленный при поддержке ООН и ОБСЕ.
Россия проявляла выдержку и терпение. Мы неоднократно призывали вернуться за стол переговоров и не отошли от своей позиции даже после одностороннего провозглашения независимости Косово. Но наши настойчивые предложения к грузинской стороне заключить с Абхазией и Южной Осетией договоренности о неприменении силы остались без ответа. К сожалению, их проигнорировали и в НАТО, и даже в ООН.
Сейчас понятно: мирное разрешение конфликта в планы Тбилиси не входило – грузинское руководство методично готовилось к войне, а политическая и материальная поддержка внешних покровителей только укрепляла ощущение собственной безнаказанности.
В ночь на 8 августа 2008 года в Тбилиси сделали свой выбор: Саакашвили избрал геноцид для решения своих политических задач. Этим он собственноручно перечеркнул все надежды на мирное существование осетин, абхазов и грузин в одном государстве. Народы Южной Осетии и Абхазии неоднократно высказывались на референдумах в поддержку независимости своих республик. Мы понимаем, что после того, что произошло в Цхинвале и планировалось в Абхазии, они имеют право решить свою судьбу сами.
Президенты Южной Осетии и Абхазии, основываясь на результатах референдумов и решениях республиканских парламентов, обратились к России с просьбой о признании государственного суверенитета Южной Осетии и Абхазии. Совет Федерации и Государственная Дума проголосовали в поддержку этих обращений.
Исходя из сложившейся ситуации необходимо принять решение. Учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским Заключительным актом СБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами – я подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии.
Россия призывает другие государства последовать её примеру. Это нелегкий выбор, но это единственная возможность сохранить жизни людей.
Справка
Из обращения стран G7
Мы вновь заявляем о том, что всесторонне и непрерывно выступаем за суверенитет Грузии в ее международно признанных границах, выражаем наше уважение и поддержку демократическому и законному грузинскому правительству и стремимся к мирному и долгосрочному решению этого конфликта.
France Presse, 28.08.2008
Дословно
Кондолиза Райс
Решение России достойно сожаления.
РИА "Новости", 26.08.2008
Франко Фраттини
Есть политическая необходимость довести до сведения страны, которую считаем стратегическим партнером Евросоюза, что мы воспринимаем с огорчением решение признать независимость Абхазии и Южной Осетии.
РИА "Новости", 26.08.2008
Урмас Паэт
Этот шаг показывает, что Россия не хочет искать разрешения конфликтной ситуации, а желает только еще большего ее обострения. Решение России никак не способствует стабилизации положения и мирному улучшению ситуации на Кавказе.
РИА "Новости", 26.08.2008
Александер Стубб
Россия должна следовать принципам ОБСЕ, уважая территориальную целостность и суверенитет Грузии. Россия должна немедленно вывести все свои войска из Грузии и претворить в жизнь соглашение о прекращении огня, включая модальности, обозначенные в письме французского президента Николя Саркози от 16 августа. Международное сообщество не может принять создание буферных зон в одностороннем порядке.
РИА "Новости", 26.08.2008