статья Центр - обществу

Николай Петров, 31.05.2006
Николай Петров. Фото с сайта www.open-forum.ru

Николай Петров. Фото с сайта www.open-forum.ru

История с изгнанием четырех сенаторов, представлявшаяся поначалу как самодеятельность ретивого спикера верхней палаты, по мере активного подключения к делу прокуратуры и силовых структур приобретает все более зловещие черты. Быстрые и синхронные действия прокуратуры и МВД в Ненецком автономном округе, Хакасии и Питере не оставляют сомнения в том, что за всем происходящим стоят более серьезные силы во главе с влиятельным замглавы кремлевской администрации Игорем Сечиным. Исходит ли при этом г-н Сечин из интересов "своей" Роснефти, которой мешает губернатор НАО Алексей Баринов, или из иных "государственных" интересов - другой вопрос.

История эта, начавшая новый этап во взаимоотношениях политических элит, как федеральных с региональными, так и внутри федеральных, высветила сегодняшнюю ситуацию и стала установлением/демонстрацией новых правил игры.

Действующего губернатора до сих пор под стражу не брали. То, что это было сделано, причем без особого повода, лишний раз показывает, что а) теперь губернатор - простой чиновник, которого могут наказать за несговорчивость; б) основания наказать практически любого губернатора всегда найдутся. То, что - избранный (а Баринов - губернатор, избранный последним, причем против кандидата Кремля), а не назначенный, положения не меняет. Таким образом, к прецеденту "снятия" сенаторов центром вопреки желанию направивших их региональных органов власти добавляется другой прецедент - лишения свободы главы региона в ходе борьбы за власть и собственность.

Весьма важна стилистика: демонстративная грубость и полное отсутствие объяснения причин, причем не только гражданам, но и сенаторам-губернаторам; шантаж в отношении наказываемых сенаторов с написанием ими заявлений "по собственному желанию".

Наконец, в новую фазу открытой борьбы на уничтожение, а не просто "до первой крови" вступили и разборки среди силовиков. Прямо по Черчиллю: борьба бульдогов под ковром с вылетающими оттуда время от времени жертвами.

А что же политические элиты и общество? Их унизили - они утерлись. Политика давно стала бизнесом, причем бизнесом по-российски - с готовностью терпеть унижения, с "крышеванием", с позицией "каждый за себя" и принципом "не высовывайся". Теперь отечественные методы ведения бизнеса перенесены в полной мере и на политику. Чем губернатор лучше средней руки олигарха? Ничем - к тому же иногда он и есть олигарх. Ну, так и отношение к нему соответствующее.

Знаменательно отсутствие реакции со стороны политиков-партийцев, в том числе и тех, кто готов бичевать режим вообще, но не видит сейчас повода. Не слышно и многочисленных НПО - то ли новый закон действует парализующе, то ли нынешние жертвы не вызывают сочувствия. А зря - власть делает то, что ей позволяет делать общество, и смотреть на происходящее как на внутренние разборки власти, нас не касающиеся, по меньшей мере близоруко.

Особый вопрос - о слабом спикере с сильными полномочиями. Сергей Миронов не выступал раньше так однозначно на стороне "жестких силовиков". Похоже, он окончательно разуверился в своих и Партии жизни шансах на ниве хоть сколько-нибудь публичной политики и нашел новую для себя нишу.

Кроме всего прочего, это значительное усиление жесткой силовой части кремлевской элиты, демонстрация того, что в губернаторах (и выборах?) они не нуждаются. Неслучайно и время действия - вскоре после оглашения президентского послания, расцененного многими экспертами как промоушн "публичных преемников". Неслучайно и место, вернее, места: важнейший и перспективнейший нефтегазовые регионы, тихоокеанские ворота страны и алюминиевый регион.

И последнее: диалектическая связка "федерализм-демократия". Демонтаж одного ведет к автоматическому ослаблению другого. В этом смысле происходящее - прямое следствие и резкого ослабления демократических институтов вообще и Совета Федерации в частности, и отмирания публичной политики с при возрастании роли силовиков, и отказа от прямых выборов губернаторов. Что последует за нынешними событиями - отмена всенародных выборов президента, радикальный пересмотр политического и территориально-государственного устройства, - покажет ближайшее время.

Происходящее сейчас напоминает политическую развилку осени 2003 года, когда власть вроде бы собиралась наладить партнерство с крупным бизнесом, однако в итоге стал осуществляться силовой сценарий. Экономисты оценивают его в потерянные 2-3% годового роста. На самом деле это был крах путинского модернизационного проекта. Сейчас под ударом вся тщательно выстраивавшаяся Кремлем система управляемой демократии. То, что это не добавляет демократии, - ясно всем; что ведет к потере управляемости, а не к ее росту, - пока нет. Представляется уместной и другая историческая параллель - с попытками силового крыла партии власти сорвать выборы сначала 1995, а потом 1996 годов. Тогда у них это не получилось. А сейчас?

Николай Петров, 31.05.2006


новость Новости по теме