Кремль не может повернуть Волгу и Енисей
Мало кто сомневается, что решение Красноярской краевой избирательной комиссии, признавшей 29 сентября недействительными результаты второго тура выборов губернатора края, было принято под прямым давлением не только главы местного Законодательного собрания Александра Усса, но и влиятельных лоббистов стоящей за Уссом финансово-промышленной группы Олега Дерипаски – Романа Абрамовича. Еще неделю назад глава крайизбиркома Сергей Кострыкин заявлял, что выборы (в том числе и второй тур 22 сентября) прошли без каких-либо нарушений. И вдруг нарушения обнаружены, причем все почему-то допущены конкурентом Усса – победившим во втором туре губернатором Таймырского АО Александром Хлопониным. Последний, как известно, представляет холдинг "Интеррос", контролирующий "Норильский никель".
Вполне возможно, что ход крайизбиркома – это попытка Усса (и стоящей за ним группы "Русский алюминий") получить козырь в послевыборном торге с Хлопониным. Торговаться есть о чем. Будет ли Хлопонин содержать "социалку" Норильского промрайона (5 млрд рублей в год)? Отменит ли губернатор Хлопонин толлинговые схемы, позволяюшие "Русалу" уводить из-под налогообложения львиную долю прибыли? Будет ли перераспределена в пользу "Норникеля", формирующего 60 процентов краевого бюджета, налоговая нагрузка? Поддержит ли Хлопонин попытки группы Дерипаски–Абрамовича замкнуть Красноярскую ГЭС на ОАО "Красноярский алюминиевый завод" в обход ОАО "Красэнерго", контролируемого РАО "ЕЭС"? Как, наконец, будет сформировано краевое правительство?
Как бы там ни было, от решения крайизбиркома проигрывает явно больше людей, чем выигрывает. Край после гибели губернатора Александра Лебедя и так вот уже пять месяцев находится под временным управлением. Новые гипотетические выборы будут назначены на март 2003 года – это еще пять месяцев без управления плюс 120 миллионов на выборную кампанию плюс невозможность принять краевой бюджет. О серьезности угрозы безвластья свидетельствует сегодняшнее, 30 сентября, заявление экс-кандидата в губернаторы Сергея Глазьева, предложившего назначить Хлопонина и.о. губернатора.
"Разрулить" красноярскую проблему Кремлю гораздо труднее, нежели возникшую одновременно с ней нижегородскую. В Нижнем, похоже, приняли близко к сердцу опыт сибиряков, применивших уникальное ноу-хау – признание выборов недействительными как элемент предвыборной борьбы. Сегодня, 30 сентября, Нижегородский районный суд принял, а затем отменил решение об аресте избирательных бюллетеней. Суд постановил, что сейчас нет оснований сомневаться в достоверности волеизъявления граждан, и разрешил городской избирательной комиссии продолжить подсчет голосов по бюллетеням, оставшимся на 11 избирательных участках. Таким образом, суд второй раз удовлетворил заявление кандидата в мэры Нижнего Вадима Булавинова: сначала, г-н Булавинов, испугавшись применения административного ресурса со стороны действующего мэра Юрия Лебедева, направил в суд жалобу, по которой на бюллетени был наложен арест, а затем убедился в сохранности бюллетеней и правильности их обработки и написал заявление об отмене ареста. Тем временем кандидат Лебедев, отставший от Булавинова на полпроцента, подал в тот же суд иск о признании результатов выборов недействительными.
Вот несколько выводов, которые можно сделать по горячим следам двух скандалов.
1. Региональные элиты и их московские патроны легко подставляют государство и президента. То, что раньше практиковал разве что "отвязанный" Наздратенко (когда Приморская краевая администрация раз за разом срывала выборы во Владивостоке), становится обыденностью в важнейших регионах страны – Красноярском крае и Нижегородской области. Весь мир имел случай убедиться, насколько эфемерна на деле "вертикаль власти", составляющая предмет неустанных забот президента Владимира Путина.
2. Выборы, мыслившиеся как непартийные, как ристалище финансово-промышленных и номенклатурных групп, оказались очень даже партийными. Причем официальная партия "Единая Россия" никакой реальной роли в обеих выборных кампаниях не сыграла. Зато чрезвычайно важную роль сыграли коммунисты, откровенно поддержавшие Лебедева в Нижнем и прикровенно – Хлопонина в Красноярском крае.
3. Как это было всегда, ключевые аппаратные группировки в Кремле в обоих случаях с разной интенсивностью играли за разных кандидатов. Но вот теперь вышел перебор. Кремль не сумел "разрулить" противостоявшие на выборах в Красноярском крае и в Нижнем силы. Кремль допустил публичные политические скандалы и теперь из кожи лезет вон, чтобы эти скандалы потушить. Выглядит это смешно. Пока смешно. Потом будет страшно.
Дословно
Андрей Климентьев
Сегодня Нижнем Новгороде происходит военно-судебный переворот. Судья Вавилычева, исполняя военно-боевую задачу спецслужб, сняла меня с гонки две недели назад за два часа до выборов. В 22 часа решение получили в нарушении конституционной статьи сорок шестой и в нарушении статьи шесть Евроконвенции. Есть решение Конституционного суда по этому вопросу от 11 июня 2002 года - запрещено снимать в последний день. А Конституция у нас, как вы знаете, прямого действия. Далее, они настолько обнаглели, что не позволили мне обжаловать в конституционном порядке. То есть я считаю, что они могли меня вычеркивать из списков только после решения Конституционного суда.
Сейчас эта же судья в полтретьего ночи вынесла решение по иску того же Булавинова - арестовать бюллетени в ряде районов, чтобы убрать их от наблюдателей, чтобы наши наблюдатели не видели, лебедевские наблюдатели не видели, только наблюдатели от Булавинова - тем самым серьезно нарушен закон о выборах.
Теперь по закону должны быть повторные выборы. В противном случае я их добьюсь или через Конституционный суд или через Европейский. И пусть эта публика, жучки московские, знают – я их дожму в Европейском суде. Пусть не смешат народ. И тогда на следующих выборах я выигрываю с отрывом уже в первом туре.
Грани.Ру, 30.09.2002
Александр Назаров
Ситуация с отменой результатов выборов губернатора Красноярского края показывает неэффективность выборной системы в целом, а также вскрывает бесконтрольность местных чиновников. Это настоящий бардак, когда против закона отменяют результаты волеизъявления народа. Где гарантии населению? Такое самоуправство может привести к плачевным результатам и для региональных властей, и для тех, кто спровоцировал отмену итогов голосования: из государственной казны снова будут потрачены средства, в то время как люди во второй раз сильно подумают - а стоит ли тратить время для похода на избирательные участки. Самое печальное: в схватке чужих амбиций страдают обычные люди. В то время как политики делят место под солнцем, красноярцы рискуют остаться без элементарного света и тепла.
Грани.Ру, 30.09.2002