Остановите Путина!
Было бы не совсем честно публиковать материал под таким заголовком, не признав, что пять лет тому назад у меня была заметка, называвшаяся "В защиту Владимира Путина". Ну, так в то время никто и представить себе не мог, что Зюганов с Немцовым будут договариваться о совместных акциях. Для многих это и сейчас неожиданность, но уже всерьез идут разговоры о либерально-социалистическом блоке. И это не совсем утопия.
Так что вот такая эволюция, да и не у меня одного. Причины в общем-то ясны, но в том-то и дело, что "в общем-то". А важны прежде всего частности.
Одно действительно очевидно: испугались лишь те, кто и так боялся. Испугались, понятное дело, всяких нехороших и вполне вероятных действий со стороны власти. А кому не было страшно, тот и не боится. И относится это не только к лидерам политических партий и объединений, но и к огромному числу пока молчащих чиновников, бизнесменов, мирных обывателей. Посмею оспорить суждение Людмилы Алексеевой относительно консолидирующей роли жареного петуха. Страх – низменное побуждение и ни к чему хорошему подвигнуть человека не может. Более того, ежели власть очевидным образом делает ставку на человеческую низость, то противопоставить ей можно только иное – как ни пафосно это прозвучит, нечто высокое.
Готовы ли к этому лидеры коммунистов и демократов? Вопрос не праздный. Все они так или иначе прикормлены властью, все они имеют свою историю отношений с той же администрацией президента, да и с самим президентом. Очень может быть, что и сейчас они воспринимают свои действия как часть некого торга с властью.
Тогда они ничего не смогут, тогда они будут вынуждены уступить свои места другим – тем, кто готов, опять же придется говорить высоким штилем, к жертвам и потерям. И не ради самих жертв и потерь, не из мазохистских, эксгибиционистских, суицидальных побуждений, а ради победы.
Главный вопрос, обращенный к российским политикам ко всем ответственным гражданам, был сформулирован в свое время в 'Крестном отце', а недавно в политической полемике воспроизведен одним литератором:
— У него настоящие яйца?
Хагену пришлось поразмыслить над тем, что имеет в виду Дон... Способен ли он поставить на карту все, может ли он рискнуть всем своим состоянием ради принципа...
— Ты спрашиваешь, сицилиец ли он?
Дон радостно закивал головой.
— Нет, — сказал Хаген, — он не сицилиец.
Так что Зюганову с Немцовым и прочим придется еще доказать, что они сицилийцы. Тем более что им есть кого вести за собой.
Когда я писал статьи в защиту Путина, то был глубоко убежден в том, что он действительно сможет выполнить некую позитивную государственную задачу. Сейчас выясняется, что он не справляется и со своими частными проблемами. Как и его выдвиженцы, забившие все сосуды, все поры государства и бизнеса.
Путинщина – это огромный социальный тромб, лишающий людей возможностей продвижения. Любой успех – даже не говорю "несанкционированный успех", ибо эта власть чувствует себя властью, только если не дает другим жить, – есть признак нелояльности, уже просто потому, что у власти очевидные неудачники. Страну ждет не просто диктатура, а диктатура лузеров, которую, судя по всему, не хотят терпеть в некоторых регионах страны. Да и чего Чувашии с Татарстаном прогибаться, когда у них перед глазами пример Карачаево-Черкесии, где в минуту слиняли все, когда толпа пошла на Дом правительства? Ни спецслужб, ни внутренних войск там не оказалось. Один только Козак.
А что касается чеченской войны, то по всем критериям, существующим в разумном обществе, Путин войну проиграл. Это, помнится, сказала Алла Борисовна Пугачева во время "Норд-Оста". Ее муж стоял рядом и кивал головой. Я все вспоминал тот эпизод, когда Киркорова организованно травили при участии "Идущих вместе".
Но по собственным меркам власти дела обстоят превосходно – война и терроризм поставлены Путиным на службу. И никто не удивится, если после совместных акций лево-правой оппозиции произойдет какой-нибудь новый "Норд-Ост" или Беслан. После которого можно будет сделать еще что-нибудь общеукрепляющее.
Впрочем, такой власти иметь оппозицию – много чести. Сейчас можно говорить не об оппозиции, а о неприятии некомпетентности, профнепригодности людей которые собираются управлять Россией так же, как офицерским клубом или департаментом в питерской мэрии. Да и оппозиция может считаться таковой, если ее лидеры станут "сицилийцами". Если же этого не произойдет, то они лишь в немалой степени поспособствуют укреплению власти завхозов, поскольку лишь предоставят им малопривлекательный и весьма удобный образ внутреннего врага.
Вот это и есть сверхзадача новых политических объединений – не играть по сценарию власти, а сочинить свой. Но для этого требуется то, что делает человека "сицилийцем".
Статьи по теме
Остановите Путина!
Политологи любят рассуждать безлично – так спокойнее и создается иллюзия научности. Но в жизни и политике, а значит, и в истории действуют живые люди. И от них зависит, как жить дальше им самим и их современникам. Никто не призывает к насилию, но президенту России надо показать, что в стране есть люди, способные противостоять его планам. А вот кто эти люди – большой вопрос. Они сами должны доказать свое право именоваться оппозицией.
Сигнал для преемника
Первый президент России сдержанно, но весомо высказался насчет "антитеррористических" инициатив нынешнего хозяина Кремля, разрушающих те зачатки демократии, которые были созданы в России в ельцинскую эпоху. Борис Николаевич напомнил Владимиру Владимировичу, что удушение гражданских свобод будет означать победу террористов, и призвал его "стоять плечом к плечу" с цивилизованными странами Запада. Конечно, вряд ли преемник прислушается к этому сигналу - он настроен на совсем другую волну. Но Ельцин показал, что его не следует списывать со счетов.
Как предками заповедано
Кровавые теракты последнего времени подвигли Кремль на адекватные ответные меры в плане укрепления властной вертикали. В зараженных конспирологией мозгах бродят мысли о гигантском антидемократическом заговоре с участием террористов и спецслужб. Однако, считает Илья Мильштейн, в таком изощренном объяснении нет никакой нужды. Если заговор против России и существует, то участвует в нем все ее население.
Владимирский централ
Обращаясь к народу сразу после бесланской трагедии, президент Путин счел нужным погоревать о распаде Советского Союза. Спустя несколько дней он провозглашает политическую программу, явно нацеленную на воссоздание государства советского типа - без регионального самоуправления, с декоративным парламентом и, возможно, с неограниченной никаким сроком единоличной властью лидера. Пропагандистское оправдание для антидемократической контрреформы готово - "борьба с террором". Но на этом пути президенту придется столкнуться с жестким сопротивлением.
Ленинградское дело, или Предтечи Путина
Ровно 55 лет назад были арестованы секретарь ЦК Алексей Кузнецов, председатель Совмина РСФСР Михаил Родионов и глава ленинградских коммунистов Петр Попков, что положило начало "ленинградскому делу". Все они были расстреляны, так как Сталину не могли нравиться их попытки сделать РСФСР более самостоятельной. Историк Борис Соколов считает нынешнее пришествие "питерских" во власть своеобразным "реваншем".
Путин на смотру
Если что и совершенствуется в России очевидно ударными темпами, так это информационное освещение деятельности президента. На этой ниве преуспевают государственные информагентства и телеканалы. Их усилиями образ Владимира Путина буквально на глазах начинает упираться в небеса. Обозреватель Граней.Ру Владимир Темный предлагает портрет президента РФ, созданный усилиями журналистов РИА "Новости" всего за один день.
Во всем будь пращуру подобен
На столе у президента России лежит, ожидая подписания, исторический документ. Название его просто и величаво: "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Внесенный лично Путиным и одобренный только что верхней палатой, сей законопроект означает, как доводилось уже читать, коренной перелом в жизни и судьбе российского чиновничества. Это задел на будущее - того же рода, что и заигрывание с чудотворными иконами. Главный чиновник России верен самому себе.