статья Как предками заповедано

Илья Мильштейн, 14.09.2004
Владимир Путин и Шамиль Басаев. Коллаж Граней.Ру

Владимир Путин и Шамиль Басаев. Коллаж Граней.Ру

Если верить в заговоры, то эти две зловещие силы – власть и террористы – действуют заодно. Общая цель: искоренение демократии в России. Способ достижения цели – теракты с последующей реакцией на них Кремля. Отморозки взрывают свои тротиловые эквиваленты, набитые гайками, – власть гайки закручивает.

В рамках этой достойной пера Проханова конспирологической теории действуют офицер ГРУ Шамиль Басаев, сотрудники ФСБ Арби Бараев и его племянник-театрал, неведомые ингуши в Ингушетии и таинственные арабы с неграми – в Беслане.

Теория стройна, как тихая речь хитреца-безумца. Под нее легко, как железную пыль магнитом, подобрать факты. Ваххабитский бунт в Дагестане, взрывы домов в Москве – и вот вам Путин с его в рекордные сроки выросшим рейтингом. Ради войны, под ее подбадривающий аккомпанемент – раскулачивание олигархов с их отвязанными телеканалами. После Дубровки – окончательная зачистка НТВ, изгнание Йордана, Хартия отказа от вольностей, подписанная журналистским начальством. После Беслана – губернаторы. В том смысле, что их теперь будут не выбирать, а назначать.

Заманчивая схема. Главное – простая и сразу все объясняющая. Добавим к этому неуклонную фашизацию сознания граждан, равномерно усиливающуюся от теракта к теракту, а также расовый милицейский беспредел как порождение эпохи терроризма. В итоге – стремительное одичание родной страны, в равной степени выгодное и власти, и бандитам. При том, что все остаются на своих местах – и Путин, и Патрушев, и Басаев.

Однако есть в этом конспирологическом построении один досадный изъян. Некая недостоверность. Вспомним отечественную историю. Была великая держава, век воли не видавшая, и великий многонациональный народ, не способный, по словам одного иностранного путешественника, "ни на что кроме покорения мира". Был краткий миг свободы и демократии в конце ХХ века, воспринятый как сигнал к повальному воровству и тотальной дискредитации завиральных либеральный идей. Был несчастный выбор больного Ельцина, узревшего нового спасителя Отечества в лице неприметного шефа ФСБ. И было еще много событий после исторических выборов 2000 года – сталинский гимн, назначение сенаторов, дело "ЮКОСа", изгнание из нижней палаты последних демократов. И все эти дела вершились с равнодушного согласия или при деятельном участии нашего электората. Массовых протестов не наблюдалось. Наоборот.

Взять хоть свежий сюжет – с губернаторами. Первым о необходимости их назначения вместо выборов заговорил не Путин, а великий писатель-диссидент А.И. Солженицын на дозволенной встрече с Путиным три года назад. Президенту тогда даже пришлось напоминать собеседнику и обществу о Конституции, что малочисленными либералами было воспринято как победа. Два года назад в пользу назначения губернаторов высказались оперившиеся в Думе "единороссы"; против были опять-таки одинокие демократы, а с ними и президент. Недавно на эту тему одобрительно высказался чуткий Вешняков; реакция в уснувшем социуме была уже нулевая. Закономерно, что теперь пришел черед Путина, умеющего по жизни делать только одну вещь: укреплять властную вертикаль. Он и укрепляет, как бы в прямой связи с "войной, нам объявленной", а на самом деле – просто по призванию и потому, что привык ежедневно, сразу после зарядки и завтрака, работать, то есть подгребать под себя элиты.

А народ по исторической привычке безмолвствует. Ему по барабану - ходить на выборы или веревку местком пришлет, да он уже и навыбирался – от Чечни до северных морей. Послушать наших граждан, так от них ничего не зависит, и выборы с недавних относительно пор абсолютно предсказуемы при почти полном отсутствии тех, за кого даже вменяемому избирателю всерьез захотелось бы проголосовать. Старый губернатор нехорош, а его конкурент еще хуже. Матвиенко мы плохо знаем и знать не хотим, а Маркову хорошо-о-о знаем... Демократия по-нашенски оказалась очень скучным и чужеземным шоу. Парадом управляемых, которых зачем-то еще надо было избирать.

Теперь и с этим будет покончено. Гарант предложит гражданам своих Органчиков, а законодательные собрания республик, краев и областей, изнывая от благодарности, эти решения проштемпелюют. И не надо про заговор. Даже про Путина не надо. Речь об истории, о вековом опыте, о войне как продолжении традиции другими средствами – а с этим не поспоришь. Конспирологи отдыхают. Как выразился один хороший писатель, заговор против России, несомненно, существует, однако в нем участвует все население страны.

Илья Мильштейн, 14.09.2004


новость Новости по теме