статья Выбиратель проголосовал

Виталий Портников, 10.12.2007
Виталий Портников. Фото с сайта www.day.ua

Виталий Портников. Фото с сайта www.day.ua

Выдвижение кандидатом в президенты России Дмитрия Медведева поставило точку в многомесячной коллизии с поиском преемника действующего главы государства. Демонстрации ежедневных подвигов первых вице-премьеров, попытки включить в список возможных претендентов нового главу правительства, нервное ожидание путинского "третьего срока" - все это уже позади.

Владимир Путин оказался честен, как когда-то Борис Ельцин. Зря мы не верили Борису Николаевичу, когда он сообщил нам, что его преемником будет Владимир Владимирович. И зря мы не верили Владимиру Владимировичу, когда он дал нам понять, что преемника нужно искать в узком кругу первых вице-премьеров.

Просто руководствовались президенты разными мотивациями. Ельцин выбрал удобную для себя и своего ближайшего окружения фигуру, полностью оправдавшую ожидания политиков и предпринимателей, воспринимавших преемника в качестве гаранта семейной собственности. Путин же знал, какие группировки ведут борьбу за власть в непосредственной близости от кремлевского трона.

Появление рядом с Дмитрием Медведевым Сергея Иванова не было "обманкой" - просто до самого последнего момента сохранялась возможность реванша "несемейных" и "негазпромовских" сил в руководстве России. Хотя такой реванш означал бы коренное изменение сложившегося при Ельцине статус-кво и был бы так же невыгоден и неудобен элите, как возможный успех группировки Лужкова и Примакова на выборах президента России в 2000 году. Тогда на борьбу с реваншистами были брошены и публичные, и скрытые ресурсы власти. Сегодня хватило подковерной борьбы.

То, что близкие к Иванову силы терпят поражение, стало ясно после решения Путина сменить премьер-министра страны. Именно назначение главой правительства Виктора Зубкова показало, что у собственно "путинской" группировки нет уверенности в том, что новым главой государства станет Сергей Иванов. Именно поэтому было принято решение сделать главой нового кабинета Зубкова, как гаранта интересов сформировавшейся за время правления Путина его собственной группировки во власти.

Но и здесь "путинцев" ожидало поражение: им не удалось коренным образом изменить состав правительства и вряд ли удастся сделать это после того, как преемник уже обозначен: с ним придется считаться.

Следующим шагом, который должен был зафиксировать собственно путинские позиции во власти, стало решение президента идти на выборы в качестве первого номера списка "Единой России" и превратить голосование по избранию депутатов Госдумы в референдум по доверию национальному лидеру. Но вот что интересно: если Путин пошел на эти выборы как лидер пусть самой сильной, но одной партии, то Медведев в качестве кандидата в президенты страны предложен сразу четырьмя. Так кто же национальный лидер – лидер одной партии или целых четырех? Не сейчас, разумеется, – но уже в ближайшем будущем...

А сейчас начнется самое интересное. Попытки чиновников понять, кто же из двух президентов окажется влиятельнее – уходящий или приходящий? Попытки присягнуть одному, не теряя расположения другого. Попытки уразуметь, какое место в новой системе власти займет Путин. И где окажутся Иванов, Сечин и другие представители "негазпромовских" группировок во власти.

Естественно, эти попытки будут сопровождаться беспощадной борьбой за будущую власть – с компроматом, посадками, отставками. И медленным изменением пропагандистской ткани режима. Появление среди рекомендующих партий "Гражданской силы" не случайно. Потому что в патриотизм – в отсутствие на политической арене влиятельных "патриотических" партий – элита уже поиграла. Теперь нужно возвращаться на Запад, демонстрировать новое лицо страны – и почему бы в ближайшие годы – в отсутствие на политической арене влиятельных либеральных партий – не поиграть в либерализм и "демократию в сердце"?

Виталий Портников, 10.12.2007


новость Новости по теме