Добрый наследователь
Издерганная общественность испустила вздох облегчения: президент Путин вроде бы определил в преемники Дмитрия Медведева. Но сможет ли воспитанный и благожелательный Дмитрий Анатольевич полноценно исполнять обязанности главы государства? Свои мнения и сомнения высказывают Николай Петров, Юлия Латынина, Леонид Гозман и Владимир Прибыловский.
Николай Петров, эксперт Московского Центра Карнеги:
Пока еще рано с уверенностью говорить о Медведеве как о преемнике. Слишком много еще всего может случиться. Вопрос в том, что стоит за выдвижением: план довести его до победы на президентских выборах или, наоборот, намерение сжечь его в огне, который сейчас, естественно начнется, и таким образом сделать возможным любой другой вариант.
Если мы действительно увидим фамилию Медведева в бюллетене и он будет следующим президентом, то, мне кажется, он очень хорошо символизирует то, что следующий президент, в отличие от нынешнего, не будет, по крайней мере на первых порах, реально контролировать силовой блок (трудно представить себе Медведева в этой роли) и будет фактически заниматься всем, чем занимается сейчас, то есть социальными и социально-экономическими сюжетами.
Если Медведев становится президентом, то становится понятным, почему сейчас госкорпорации выводят из-под контроля правительства все наиболее важные сектора экономики. Госкорпорации контролирует лично президент Путин, так же, как лично президент контролирует в Совете безопасности силовиков и внешнюю политику. По-видимому, все это так за Путиным и останется.
В этом случае мы попадаем в период достаточно долгого перехода, когда, с одной стороны, есть вполне себе либеральный, штатский, симпатичный и благосклонно принимаемый Западом президент, не имеющий никакой властной базы, а с другой стороны, все важные направления, включая силовиков и основные сектора экономики, управляются как-то иначе.
Юлия Латынина, журналистка:
Я думаю, что в сложившихся обстоятельствах Медведев является оптимальным преемником и для Путина, и для России. У президента Путина было несколько неприятных "вилок". Одна из них заключается в том, что Путин должен остаться фактическим лидером России, но при этом если он остается президентом, то он нарушает Конституцию, а если он уходит, то фактически все инструменты контроля над преемником оказываются уничтожены и есть риск, что преемник его съест.
Именно Медведев минимизирует этот шанс, потому что если г-н Медведев будет есть Путина так, как он занимался национальными проектами, Путин может быть спокоен. История с нацпроектами показала, что г-н Медведев не может справляться даже с тем, что ему очевидно выгодно. Поэтому у Путина, видимо, есть надежда, что он не справится и с проектом съедения своего предшественника просто по причине своей полной технической несостоятельности.
Второй очень важный момент заключается в том, что если бы Путин остался, то за границей могло бы возникнуть много вопросов к различным собственникам и псевдособственникам российских оффшоров, через которые торгуется российская нефть. А если Путин уходит, то номинальные собственники компаний могут заявить: "Да-да, конечно, это мы и есть собственники, а никакого Путина тут и не было". Так что политические и экономические риски Путина только увеличиваются.
Повторю: трудно себе представить, что господин Медведев будет активно жрать Путина, - он просто не умеет этого делать. Но точно так же трудно себе представить, что г-н Медведев будет защищать Путина. Медведев не будет вмешиваться в ситуацию, при которой люди, на которых записано различное российское государственное имущество, скажут, что оно им и принадлежит. Медведев все равно ни с кем ссориться не будет, и наибольшая опасность для Путина не в том, что его сожрет Медведев, а в том, что его сожрет его же собственное окружение, а Медведев просто останется посреди ровного зачищенного поля, не приложив к этому никаких усилий, даже никого не предав.
В любом случае можно порадоваться кандидатуре Дмитрия Анатольевича, потому что другие кандидатуры все равно были хуже. Например, г-н Иванов, который обладает феноменальной способностью во всех своих ошибках видеть заговор против себя или своего сына. Или г-н Зубков, который тоже теоретически мог бы стать преемником, если бы не рванул с места в карьер вставлять колхозникам зубы и понижать процентные ставки. Достаточно представить себе Иванова или Зубкова на посту президента, чтобы начали сниться кошмары, а от господина Медведева кошмары никак не снятся – нормальный человек, ничего в жизни плохого не сделал. Да и вообще ничего не сделал.
Леонид Гозман, политолог, член политсовета СПС:
Мне не нравится сама формулировка "назначение преемником" - это само по себе плохо. В президенты избирают, и в этом смысле нам все это, разумеется, не нравится. Я думаю, на съезде Союза правых сил мы все-таки выдвинем своего кандидата, а не согласимся с кандидатурой, которая появляется таким способом. Впрочем, никакой идиосинкразии по отношению к Дмитрию Медведеву у нас нет.
Нет сомнений в том, что Медведев будет избран президентом Российской Федерации. Неясность в другом – как сложатся отношения между ним и Владимиром Путиным после отставки последнего? Путин неоднократно заявлял, что не собирается уходить из политики. В результате возникает довольно странная ситуация. По Конституции Российской Федерации главным человеком в стране является президент, а Путин неоднократно намекал, что главным человеком все-таки будет он сам. И вся эта ужасная кампания "Единой России" проводилась под лозунгом "Путин навсегда". Как будет разрешаться этот конфликт, я, честно говоря, не понимаю.
В любом случае плохо, что вопрос стоит не о голосовании за более или менее достойного человека, не о выборе одной из реальных кандидатур, а об угадывании замысла кремлевской интриги.
Владимир Прибыловский, политолог, президент Информационно-исследовательского центра "Панорама":
Я думаю, главная причина избрания Медведева – его небольшой рост: он ниже ростом, чем Путин и Иванов. Главная задача, которая стоит перед Путиным, – как сохранить власть, отдав президентский пост. Для этого нужно найти человека, который безопасен и который сохранит за Путиным реальную власть. Оптимальным вариантом была бы собачка Кони, но по Конституции кандидатом в президенты может быть только российский гражданин, а у нее паспорта нет, да и по возрасту она не проходит. Поэтому нужно было искать человека, который по первому требованию отдаст трон или, во всяком случае, всегда будет считаться с мнением Путина.
Мировой опыт показывает, что такое возможно, но редко. В конце XIX века в Мексике Порфирио Диас на время отдал трон преемнику и правил через него. В Венесуэле Висенте Гомес чуть ли не 30 лет правил через преемников. Правда, в основном, конечно, преемники "кидают" предшественников. Вряд ли Путин изучал историю Латинской Америки, но некоторые его образованные советники в этом разбираются. В любом случае он это чувствует инстинктивно, поэтому искал себе удобную кандидатуру. Возможно, он ошибся, но, возможно, и нет.
В будущем возможны разные варианты. Медведев может вернуть трон Путину по первому требованию через год или два (а по ходу дела проведут маленькую поправочку в Конституцию о том, что президента избирают не на 4 года, а на 7 лет). Но захочет ли Медведев уйти – это уже зависит и от него самого, и от его окружения. Разумеется, окружение будет толкать его к самостоятельности, к тому, чтобы забыть благодетеля. С помощью телевизора за два года Путина можно сделать никем, а Медведева - любимым народом президентом, благодаря которому восходит солнце и наступает лето. Чем кончится эта борьба противоборствующих начал, сказать трудно.
Справка
Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев родился 14 сентября 1965 года в Ленинграде. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1987 году и аспирантуру ЛГУ в 1990 году. Кандидат юридических наук, доцент.
В 1999 году - замруководителя аппарата правительства Российской Федерации.
В 1999-2000 годах - замруководителя администрации президента. С 2000 года - первый замглавы администрации президента. С октября 2003 года - глава АП.
В 2000-2001 годах - председатель Совета директоров ОАО "Газпром", в 2001 году - заместитель председателя Совета директоров ОАО "Газпром", с июня 2002 года - председатель Совета директоров ОАО "Газпром".
В ноябре 2005 года назначен Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации. РИА "Новости"
Дословно
Георгий Сатаров
Совершенно неудивительно, что кандидатом в президенты выдвинут представитель либеральной части в окружении Путина. Это связано с тем, что последнее время силовики в кремлевских коридорах явно перевешивали. О чем свидетельствует даже текущая ситуация, связанная с атакой на министра финансов Кудрина. Путин никак не мог ее блокировать, хотя, похоже, пытался. То есть события стали выходить из-под контроля, и президенту потребовался противовес с другого фланга. Выдвижение Медведева – независимо от того, останется он единственным "путинским" кандидатом или нет (я подозреваю, что возможен еще один) – как раз и является попыткой уравновесить ситуацию.
Избранное.Ру, 10.12.2007
Валерий Зорькин
Слава богу, что мы в России получили традицию, когда впервые высший руководитель государства, гарант Конституции, поступил так, как Конституция диктует. Хотя, возможно, были, наверное, другие различные пути, в том числе и изменения Конституции. Очевидно, были какие-то соображения такого высокого уровня, что лучше было оставить текст Конституции, чем его менять.
Газета.Ру, 10.12.2007
Борис Немцов
Мы считаем, что навязывание кандидатуры преемника - унижение и показатель крайнего неуважения к гражданам нашей страны. Кремль боится собственного народа и готов идти на нарушение закона, для того чтобы удержать у власти собственную группировку.
Собкор.Ру, 10.12.2007
Михаил Касьянов
(О кандидате в президенты от "Единой России")
Кто это будет, большого значения не имеет. Для нас в этом абсолютно нет разницы. А если кандидат от "Единой России" согласится участвовать в предвыборных дебатах, то мы будем этим очень довольны.
Сайт Касьянова, 10.12.2007
(О кандидатуре Дмитрия Медведева)
Не может быть такого президента Российской Федерации. Пусть Дмитрий Анатольевич поработает, поднаберется опыта, поруководит тысячными коллективами. А потом можно будет брать ответственность за Российскую Федерацию.
"Эхо Москвы", 10.12.2007
Эдуард Лимонов
Некоронованный монарх Путин выдвинул черт знает кого. Медведев — заурядный выдвиженец, отличившийся на почве послушности Путину.
Собкор.Ру, 10.12.2007
Статьи по теме
Выбиратель проголосовал
Владимир Путин оказался честен, как когда-то Борис Ельцин. Зря мы не верили Борису Николаевичу, когда он сообщил нам, что его преемником будет Владимир Владимирович. И зря мы не верили Владимиру Владимировичу, когда он дал нам понять, что преемника нужно искать в узком кругу первых вице-премьеров.
Станет ли Медведев президентом?
Путин назвал кандидатуру преемника. Означает ли это, что все предрешено? Или вы считаете, что в итоге победит другой кремлевский ставленник? Есть ли шансы у единого кандидата от оппозиции?
Принципат Путина
Среди мегабайтов сервильной белиберды, написанной культуртрегерами путинизма, выделяется текст классика жанра - тот, где Путин сравнивается с античным образцом, причем к невыгоде последнего: "Путин, несомненно, Первый Гражданин; он скромен, как Цезарь, и даже скромней того".
Триумф неволи
И пусть утверждают политологи, что у Гитлера на съезде были фанатики, приехавшие не за подачки, не купленные, а идейные сторонники. Да, там был триумф воли, который кончился триумфом неволи, когда этих юных немцев отправили умирать за Фатерленд в Россию, в грязь, под снаряды, в снега, под тот самый Сталинград, которого жаждут в путинюгенде.
Орфей спускается в ад
Путину в его президентской жизни два раза было по-настоящему страшно. Впервые - когда он спустился в ад на встречу в Видяеве с женами погибших подводников. Второй раз - когда, стоя перед беснующейся толпой запутинцев, он отчетливо понял, что уже попал в капкан созданной им беспощадной системы.
Передатчик - преемнику
Последнее слово президента, адресованное формально Федеральному собранию, а неформально - всей российской элите, на этот раз будет обращено к преемнику. И, возможно, станет сигналом разной степени внятности для избирателя по поводу того, кто именно этот преемник.
Власть ровесников не ищет
Главная интрига нынешнего политического сезона, кажется, близка к завершению. Назначение Виктора Зубкова премьер-министром можно рассматривать как вступление операции "Преемник" в завершающую стадию. Сейчас Зубков видится как наиболее вероятный кандидат на роль следуюшего президента, если он, конечно, не совершит каких-либо серьезных ошибок на посту премьера в месяцы, оставшиеся до думских выборов.
Лжедмитрий III
Все российские политики "в законе" разделились на две большие группы. Одни стремятся помочь маленькому беззащитному Пу вырваться из лап оборзевших чекистов, назначить либерального наследника. Другие желают ему внять молитвам православных батюшек, сбросить наконец "иудино иго" и, окружив себя Великими Князьями Чекизма, короноваться во главе Пятой Империи.