Неявочным порядком
"Потерпевший" прокурор Юнусов повторно не явился на суд над политзеком Клыхом
Станислав Клых в суде, 06.09.2016
Сотрудник прокуратуры Чечни Саламбек Юнусов, якобы оскорбленный политзеком-украинцем Станиславом Клыхом и проходящий потерпевшим по открытому против Клыха делу о неуважении к суду, повторно не явился на суд над политзаключенным. Об этом "Граням" сообщила адвокат Клыха Марина Дубровина. Никаких заявлений в связи со своей неявкой Юнусов, как и в предыдущий раз, судье не передал.
Поведение прокурора Дубровина расценила как неуважение к суду.
Разбирательство ведет судья Заводского райсуда Грозного Ахмед Имаев. Обвинение в процессе поддерживает помощник районного прокурора Аслан Мусаев.
Когда прошло первое заседание по существу дела и проводились ли предварительные слушания, адвокат Дубровина не уточнила. Учитывая, что в суд дело Клыха направили 2 августа, можно предположить, что из карточек дел, помещенных на сайте суда во вторник, к делу Клыха относится эта. В ней сообщается о двух судебных заседаниях, прошедших до нынешнего дня, - 16 и 25 августа. Сведений о том, что первые слушания по делу были предварительными, в карточке нет.
В деле девять свидетелей. В их числе осужденный вместе с Клыхом по делу УНА-УНСО Николай Карпюк, адвокат Карпюка, председатель чеченского отделения "Мемориала" Докка Ицлаев, судья Верховного суда Чечни Вахит Исмаилов, в производстве которого находилось дело Карпюка - Клыха, а также секретарь судебного заседания, приставы, конвоиры и переводчик. Карпюк на суд доставлен не был; никому из остальных свидетелей судья Имаев повесток не направил.
Однако Ицлаев по собственной инициативе пришел на слушания и дал показания. Он сообщил, что Клых в связи с необоснованным уголовным преследованием находился в состоянии стресса и в течение всего процесса по делу УНА-УНСО выступал с эмоциональными заявлениями. Ицлаев заявил ходатайство о приобщении к делу аудиозаписи судебного заседания 20 февраля, реплики во время которого вменены в вину Клыху. Судья ходатайство удовлетворил.
Адвокат Дубровина, в свою очередь, ходатайствовала о приводе в суд остальных свидетелей. Имаев согласился и с этим ходатайством.
Сам Клых во время заседания находится в относительно спокойном состоянии, хотя его речь, по словам адвоката, сложно было назвать связной. Однако к концу слушаний, добавила Дубровина, политзек стал более возбужден. Он предложил Имаеву "продолжить театр" и "еще что-то придумать и Карпюку".
Следующее заседание по делу назначено на 26 сентября; начало в 14:00.
Станислав Клых с адвокатом Мариной Дубровиной в суде, 06.09.2016
О деле против Клыха стало известно в начале апреля. Политзеку вменяется часть 1 статьи 297 российского УК (неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства), предусматривающая до четырех месяцев ареста.
Дело открыли на основании протокола судебного заседания в Верховном суде Чечни от 20 февраля. Карпюк и Клых ранее были удалены из зала суда до начала прений. Однако на слушаниях 20 февраля рассматривался среди прочего вопрос продления обоим подсудимым ареста. Поэтому их доставили в суд.
Как передавал правозащитный центр "Мемориал", прокурор Юнусов в своем выступлении начал доказывать необходимость дальнейшего содержания политзеков в СИЗО, "но Станислав Клых не дал ему говорить, перебивая прокурора оскорблениями в его адрес". В итоге обвиняемого вывели из зала.
После задержания в августе 2014 года Клых перенес пытки и издевательства, в результате которых стал подвержен нервным срывам. У политзека случаются вспышки агрессии, сменяющиеся состоянием, близким к апатии.
Ряд психиатров, в том числе президент Независимой психиатрической ассоциации России Юрий Савенко, заявляют, что поведение Клыха заставляет заподозрить у него психическое заболевание. Между тем амбулаторная психэкспертиза, проводившаяся в начале нынешнего года в некоей грозненской больнице - какой именно, неизвестно, - признала политзека здоровым. Дальнейшие ходатайства об отправке Клыха на стационарную экспертизу, неоднократно подававшиеся адвокатом Дубровиной, неизменно отклонялись.
При этом в СИЗО во время процесса по делу УНА-УНСО Клыху, в отличие от Карпюка, давали некие препараты, названий которых Дубровиной выяснить так и не удалось.
Следственные действия по делу об "оскорблении" Юнусова проходили с середины июня до середины июля. От дачи показаний Клых отказался в соответствии со статьей 51 российской Конституции. 12 июля, во время ознакомления с материалами дела, политзек, по словам адвоката, "вел себя неадекватно".
Приговор по делу УНА-УНСО судья Исмаилов вынес 26 мая на основании вердикта присяжных. Клых получил 20 лет, а Карпюк - 22 с половиной года строгого режима. Политзеки были объявлены виновными по полностью сфальсифицированному обвинению в участии в первой и второй чеченских войнах. На деле ни Клых, ни Карпюк до ареста даже не бывали в Чечне.
Ранее во вторник стало известно, что адвокаты Ицлаев и Дубровина в дополнении к апелляционной жалобе на приговор обвинили Исмаилова в запугивании присяжных. Постановление о предоставлении заседателям государственной защиты, вынесенное за неделю до оглашения ими вердикта по делу, были вынесены с нарушением процедуры и вопреки фактам, указали юристы.
16 июня стало известно, что Минюст Украины направляет в Россию запрос о выдаче Карпюка, а 23 июня - что такой же запрос направлен в отношении Клыха.
В начале августа стало известно, что примерно месяцем раньше Клых обратился с письмом к премьер-министру Украины Владимиру Гройсману. Он попросил ускорить переговоры об обмене граждан страны, осужденных в России по сфабрикованным политическим делам.