Защита Карпюка и Клыха: суд причастен к запугиванию присяжных
Судья по делу украинцев Николая Карпюка и Станислава Клыха причастен к запугиванию присяжных, утверждают адвокаты политзаключенных. Постановление о госзащите присяжных было вынесено с нарушением процедуры и вопреки фактам, говорится в дополнении к апелляционной жалобе, с которым ознакомилась редакция "Граней".
26 мая Верховный суд Чечни приговорил фигурантов дела УНА-УНСО Карпюка и Клыха соответственно к 22,5 и 20 годам строгого режима. За неделю до вынесения вердикта судья Вахит Исмаилов распорядился обеспечить присяжных защитой со стороны МВД в связи с поступающими в их адрес "анонимными угрозами". При этом судья не сообщил подробностей, а старшина коллегии присяжных заявил, что ему ничего не известно о попытках давления.
Готовясь к апелляции, адвокаты Докка Ицлаев и Марина Дубровина ознакомились с двумя анонимными письмами, на основании которых было вынесено постановление о госзащите. "Эти письма не являются угрозами присяжным заседателям, появились специально для оказания давления на присяжных заседателей, и к ним, возможно, причастен судья, председательствующий в судебном заседании", - говорится в дополнении к апелляции. В письмах не упомянуты Карпюк и Клых, ничего не сказано об украинцах.
Защита указывает на то, что письма, судя по штампам, были отправлены из почтового отделения в центре Грозного, где ведется видеонаблюдение. По мнению адвокатов, отправителя можно было установить по горячим следам, однако суд не сообщил об угрозе в правоохранительные органы. В постановлении о госзащите не фигурирует ни одного конкретного имени. "Возникает вопрос: как же меры госзащиты могли быть реализованы, если суд не сообщил даже имена присяжных заседателей?" - говорится в дополнении к апелляционной жалобе. Кроме того, вопрос о госзащите по закону не мог обсуждаться в присутствии самих присяжных, подчеркивают адвокаты.
"Постановлением о госзащите судья дал однозначно понять присяжным заседателям, что существует угроза в случае вынесения оправдательного вердикта", - полагают Ицлаев и Дубровина.
По их информации, 6 сентября материалы дела должны быть направлены в Верховный суд России, где будет рассматриваться апелляция.
Карпюк и Клых признаны виновными в участии в боевых действиях против федеральных войск в Чечне зимой 1994-1995 годов в составе подразделения "Викинг", а также гибели и ранении нескольких десятков российских солдат.
Присяжные признали доказанной вину украинцев в руководстве и участии в банде (часть 1 статьи 209 УК), убийстве двух и более лиц в связи с выполнением ими своего служебного долга (пункты "в", "з", "н" статьи 102 УК РСФСР) и покушении на убийство (часть 2 статьи 15, пункты "в", "з", "н", статьи 102 УК РСФСР) в составе бандформирований на Северном Кавказе в 1994 году.
Карпюк и Клых, выступая с последним словом, заявили о своей невиновности. Карпюк в своем выступлении подчеркнул, что его судят за то, что он украинец, и за то, что Россия напала на его страну. Кроме того, он рассказал о пытках, которым подвергся в первые дни после ареста, и об угрозах российских силовиков так же пытать его малолетнего сына, живущего на Украине.
Клых также заявил присяжным о пытках и показал следы, оставшиеся у него на теле от проводов под напряжением.
В начале августа в суд было передано второе дело в отношении Клыха - он обвиняется в оскорблении прокурора.