новость Следствие по делу политзека Клыха об оскорблении прокурора завершено

20.07.2016
Станислав Клых. Фото с личной ВК-страницы

Станислав Клых. Фото с личной ВК-страницы

Следствие по делу об оскорблении прокурора, возбужденному против фигуранта дела УНА-УНСО Станислава Клыха, завершено. Об этом сообщает "Кавказский узел" со ссылкой на адвоката политзека Марину Дубровину. Клых и Дубровина уже ознакомились с материалами дела.

В заключении у Клыха в результате пыток и издевательств начались нервные срывы. Как рассказала Дубровина, в ходе собственно следствия по нынешнему делу она не сталкивалась с какими-либо болезненными проявлениями у своего подзащитного, однако 12 июля, во время ознакомления с материалами, Клых "начал вести себя неадекватно". В этой связи она в очередной раз подала ходатайство об отправке своего подзащитного на стационарную психиатрическую экспертизу. Результаты обследования, уверена юрист, могут объяснить поведение политзека в суде.

20 июля, добавила Дубровина, ей и адвокату Докке Ицлаеву, защищающему другого фигуранта дела УНА-УНСО - Николая Карпюка, - обещали наконец предоставить для ознакомления протоколы судебных заседаний по этому делу. Без знакомства с этими документами невозможна подача полных мотивированных апелляционных жалоб на приговор. Пока адвокаты подали только краткие жалобы. Таким образом, дата рассмотрения апелляций пока не известна даже приблизительно.

В понедельник на сайте чеченского омбудсмена Нурди Нухажиева появилось сообщение о том, что чиновник посетил Карпюка и Клыха в грозненском СИЗО-1. По утверждению Нухажиева, претензий к условиям содержания политзеки не высказали, а напротив, "отмечали высокую культуру сотрудников данного учреждения при общении с ними".

В аппарате омбудсмена также заявили со ссылкой на администрацию СИЗО, что "сотрудник консульства Украины в РФ в сопровождении адвокатов Клых С. Р. и Карпюка Н. А. неоднократно посещал следственный изолятор" и "с письменного разрешения суда им представлялись свидания для общения" (сохранена стилистика оригинала. - Ред.).

Между тем консул генконсульства Украины в Ростове-на-Дону Александр Гончаров заметил "Кавказскому узлу", что дипломаты направляли 27 ходатайств о встрече с Карпюком и Клыхом, однако разрешения на встречу получили только дважды.

"Первая встреча в СИЗО прошла, когда только начался суд в Чечне, - рассказал Гончаров. - И то это произошло случайно. Разрешение на встречу подписал председатель Верховного суда Чечни (Магомед Каратаев. - Ред.), когда отсутствовал председательствующий, рассматривающий дело (Вахит Исмаилов. - Ред.). Второй раз увидеться нам дали после оглашения приговора".

О возбуждении дела Дубровина сообщила еще 5 апреля, однако тогда не была известна даже его квалификация. 18 июня адвокат рассказала о начале следственных действий по делу. Клыху, как выяснилось, вменяется часть 1 статьи 297 (неуважение к суду, выразившееся в оскорблении участников судебного разбирательства), предусматривающая до четырех месяцев ареста.

Политзека ознакомили с лингвистической экспертизой, признавшей оскорбительной его реплику в отношении прокурора Саламбека Юнусова, поддерживавшего обвинение в процессе УНА-УНСО, а также допросили в качестве подозреваемого. От дачи показаний Клых отказался в соответствии со статьей 51 российской Конституции.

Дубровина в протоколе об ознакомлении с экспертизой заявила о нарушении УПК. В связи с этим она подала ходатайство о назначении новой экспертизы - в другом учреждении.

Дело против политзека было открыто на основании протокола судебного заседания в Верховном суде Чечни от 20 февраля. Карпюк и Клых ранее были удалены из зала суда до начала прений. Однако на слушаниях 20 февраля рассматривался среди прочего вопрос продления обоим подсудимым ареста. Поэтому их доставили в суд.

Как передавал правозащитный центр "Мемориал", прокурор Юнусов в своем выступлении начал доказывать необходимость дальнейшего содержания политзеков в СИЗО, "но Станислав Клых не дал ему говорить, перебивая прокурора оскорблениями в его адрес". "Во время чтения постановления судьей Клых продолжал кричать и в итоге был выведен из зала суда", - говорилось в сообщении "Мемориала".

Между тем неадекватное поведение Клыха в суде отмечалось с первых месяцев процесса. В начале нынешнего года политзека по ходатайству Дубровиной уже отправляли на психэкспертизу, однако обследование признало его здоровым. Экспертиза проводилась амбулаторно в одной из грозненских больниц - в какой именно, не уточнялось.

При этом, несмотря на результаты обследования, Клыху с середины февраля начали ежедневно давать в СИЗО какие-то медицинские препараты "якобы от простуды" и "бром для мужиков". Кроме того, ему дважды делали некие уколы, хотя он и сопротивлялся. В середине марта Дубровина отмечала, что если раньше ее подзащитный был раздражителен, то теперь он спокоен и безразличен. При этом Карпюку никаких таблеток не давали и уколов не делали.

26 мая судья Исмаилов на основании вердикта присяжных приговорил Клыха к 20 года, а Карпюка - к 22 с половиной годам строгого режима. Политзеки были признаны виновными по полностью сфальсифицированному обвинению в участии в первой и второй чеченских войнах. Между тем ни Клых, ни Карпюк до ареста даже не бывали в Чечне.

Кроме того, Исмаилов в приговоре вынес частные определения в адрес адвокатских коллегий, в которых зарегистрированы Дубровина и Ицлаев. Он потребовал лишить обоих защитников адвокатского статуса, заявив, будто в ходе слушаний они совершили поступки, "порочащие честь и достоинство адвоката".

Дубровина рассказала, что направила жалобу на это определение в Верховный суд России. Бумага будет рассмотрена одновременно с апелляционной жалобой политзеков.

16 июня стало известно, что Минюст Украины направляет в Россию запрос о выдаче Карпюка, а 23 июня - что такой же запрос направлен в отношении Клыха.

20.07.2016


новость Новости по теме