новость Началось рассмотрение иска крымского узника Афанасьева ко ФСИН и Минюсту

12.01.2016
Геннадий Афанасьев в ростовском СИЗО, август 2015. Фото с ФБ-страницы Александра Попкова

Геннадий Афанасьев в ростовском СИЗО, август 2015. Фото с ФБ-страницы Александра Попкова

Судья Сыктывкарского горсуда Александр Смирнов начал рассмотрение иска, поданного крымским узником Геннадием Афанасьевым и его матерью Ольгой Афанасьевой, которые добиваются перевода политзека из ИК-25 Коми в колонию, менее отдаленную от аннексированного полуострова. Об этом сообщает "Медиазона". Интересы истцов представляют юрист фонда "Общественный вердикт" Эрнест Мезак и член региональной ОНК Николай Дидюк.

В ходе слушаний во вторник Смирнов поинтересовался у представителя ФСИН, являющейся одним из ответчиков по иску, на каком основании Афанасьева, жившего в Симферополе, а осужденного в Москве, направили отбывать срок в Коми. Внятного ответа на этот вопрос дано не было - чиновник ФСИН заметил лишь, что в Сыктывкаре были свободные места.

Тогда Смирнов обязал ведомство документально подтвердить целесообразность этапирования Афанасьева в Коми. После этого слушания были отложены до 12 февраля.

Афанасьевы заявляют, что Россия нарушила в их отношении статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции. Они ссылаются на решение ЕСПЧ по делу "Ходорковский и Лебедев против России". Страсбургский суд счел противоправным содержание Ходорковского в Забайкалье, а Лебедева на Ямале, в то время как их семьи проживали в Москве, то есть за тысячи километров от колоний, где находились осужденные.

В иске Афанасьевых подчеркивается, что расстояние по автодорогам между Симферополем, где живет мать крымского узника, и Сыктывкаром, где содержится сам политзек, составляет почти 2700 километров, причем эти два города не связаны прямыми регулярными авиарейсами, так же как и железнодорожными или автобусными маршрутами. Кроме того, для поездки в Сыктывкар Ольге Афанасьевой приходится дважды преодолевать границу: сначала незаконную, отделяющую аннексированный полуостров от континентальной Украины, а затем - международно признанную украино-российскую границу.

При этом, отмечается в иске, колонии строгого режима есть и в более близких к Крыму регионах - это Краснодарский край и Ростовская и Воронежская области.

Ответчиками по иску помимо центрального главка ФСИН выступают управление этого же ведомства по Коми, а также Минюст России и управление федерального казначейства по Коми.

От первых двух ответчиков Афанасьев и его мать добиваются перевода политзека в колонию на Кубани, Ростовщине или в Воронежской области. От последних двух они требуют компенсации морального вреда за нарушение статьи 8 Европейской конвенции. Афанасьев настаивает на выплате ему 200 тысяч рублей, его мать - 100 тысяч рублей.

17 декабря 2014 года Мосгорсуд осудил Афанасьева к семи годам строгого режима по обвинениям в терроризме. Дело рассматривалось в особом порядке, так как Афанасьев, не выдержав пыток, признал вмененную вину и оговорил как себя, так и кинорежиссера Олега Сенцова, которому было инкриминировано руководство террористической группой.

31 июля 2015-го в соответствии с условиями досудебного соглашения Афанасьев должен был выступить в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону на процессе Сенцова и левого активиста Александра Кольченко. Силовики объяснили, что его задача - отказаться от дачи показаний по статье 51 Конституции России, чтобы адвокаты подсудимых не могли задать ему вопросы. Однако Афанасьев внезапно дезавуировал свои показания, пояснив, что дал их под пытками.

В октябре Афанасьев был доставлен в ИК-25 в Сыктывкаре. Там его, подбросив лезвия, отправили в ШИЗО. Затем он был помещен в ОСУОН.

12.01.2016


в блоге Блоги

новость Новости по теме