Крымский узник Афанасьев подал иск ко ФСИН и Минюсту
Крымский узник Геннадий Афанасьев и его мать Ольга Афанасьева подали в Сыктывкарский горсуд иск с требованием перевода политзека из ИК-25 Коми в колонию, менее отдаленную от аннексированного полуострова. Об этом сообщает Открытое информационное агентство.
Интересы истцов представляют адвокат Александр Попков и юрист Эрнест Мезак. Рассмотрение иска назначено на 12 января 2016 года, начало слушаний в 10 часов.
Истцы заявляют, что Россия нарушила в их отношении статью 8 (право на уважение частной и семейной жизни) Европейской конвенции. Они ссылаются на решение ЕСПЧ по делу "Ходорковский и Лебедев против России". Страсбургский суд счел противоправным содержание Ходорковского в Забайкалье, а Лебедева на Ямале, в то время как их семьи проживали в Москве, то есть за тысячи километров от колоний, где находились осужденные.
В иске Афанасьевых подчеркивалось, что расстояние по автодорогам между Симферополем, где живет мать крымского узника, и Сыктывкаром, где содержится сам политзек, составляет почти 2700 километров, причем эти два города не связаны прямыми регулярными авиарейсами, так же как и железнодорожными или автобусными маршрутами. Кроме того, для поездки в Сыктывкар Ольге Афанасьевой приходится дважды преодолевать границу: сначала незаконную, отделяющую аннексированный полуостров от континентальной Украины, а затем - международно признанную украино-российскую границу.
При этом, отмечается в иске, колонии строгого режима есть и в более близких к Крыму регионах - это Краснодарский край и Ростовская и Воронежская области.
Ответчиками по иску выступают центральный главк ФСИН, управление этого же ведомства по Коми, а также Минюст России и управление федерального казначейства по Коми.
От первых двух ответчиков Афанасьев и его мать добиваются перевода политзека в колонию на Кубани, Ростовщине или в Воронежской области. От последних двух они требуют компенсации морального вреда за нарушение статьи 8 Европейской конвенции. Афанасьев настаивает на выплате ему 200 тысяч рублей, его мать - 100 тысяч рублей.
Афанасьев был похищен в Симферополе 9 мая 2014 года и подвергнут пыткам, в результате которых дал показания как на себя, так и на кинорежиссера Олега Сенцова и левого активиста Александра Кольченко, прямо назвав Сенцова организатором диверсий, вмененных крымским узникам. Кроме того, он не захотел воспользоваться услугами независимых адвокатов.
Долгое время утверждалось также, что Афанасьев отказался от украинского гражданства и принял российское. Несколько недель назад, однако, Попков эти сведения опроверг. Адвокат сообщил, что его доверитель "не подписывал никаких документов, которые бы связывали его с российским гражданством".
Политзаключенный заключил сделку с прокуратурой, и материалы в его отношении были выделены в отдельное производство. 17 декабря 2014 года Мосгорсуд, рассмотрев дело Афанасьева в особом порядке, приговорил его к семи годам строгого режима. Апелляционную жалобу осужденный не подавал.
31 июля 2015-го в соответствии с условиями досудебного соглашения Афанасьев должен был выступить в Северо-Кавказском окружном военном суде в Ростове-на-Дону на процессе Сенцова и Кольченко. Силовики объяснили, что его задача - отказаться от дачи показаний по статье 51 Конституции России, чтобы адвокаты подсудимых не могли задать ему вопросы. Именно таким образом 30 июля поступил другой крымский узник, заключивший сделку с прокуратурой, - Алексей Чирний.
Однако, явившись в суд, Афанасьев внезапно дезавуировал свои показания, пояснив, что дал их под пытками. После этого он обратился к услугам адвоката Попкова и заявил о намерении добиваться пересмотра своего дела.
В октябре Афанасьев был доставлен в ИК-25 в Сыктывкаре. Там его, подбросив лезвия, отправили в ШИЗО. Затем он был помещен в ОСУОН.
9 ноября Попков сообщил, что подал кассационную жалобу на приговор Афанасьеву в российский Верховный суд. "Основанием для отмены приговора, - отмечал юрист, - может стать то, что Афанасьев давал ложные показания, полученные под пытками. Кроме того, фактически он не выполнил договоренности со следователями, когда отказался от своих показаний". При этом адвокат не исключал, что пересмотр дела приведет к ужесточению приговора его доверителю.
Однако 19 ноября ВС отказался рассматривать жалобу. Попков расценил это решение как политическое, назвав дело Афанасьева "неудобным" для российских властей. Он также обратил внимание на то, что жалоба была отклонена в очень краткие по российским меркам сроки - через полторы недели после подачи. "Верховному суду настолько неинтересны ни громко дезавуированное соглашение со следствием, ни обстоятельства пыток, что он даже не затребовал на изучение уголовное дело", - заметил адвокат.