статья Служба на службу

Борис Соколов, 22.10.2007
 	 Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Борис Соколов. Фото с сайта www.open-forum.ru

Арест высокопоставленных чинов Госнаркоконтроля, в том числе генерала Александра Бульбова, правой руки главы этого ведомства Виктора Черкесова, и публичный призыв последнего покончить с междоусобицей в профессиональном сообществе вызвали некоторое смущение в Кремле. Сам президент Путин осудил попытки выносить сор из чекистской избы. Впрочем, тут же он вроде как поощрил борца за гласность г-на Черкесова, назначив его главой нового Государственного антинаркотического комитета. Это узнаваемая тактика главы государства по отношению к соперничеству в спецслужбах.

Нынешний всплеск этого соперничества, очевидно, связан с предстоящим в 2008 году изменением конструкции власти и приходом нового президента, что скорее всего должно привести к крупным кадровым перестановкам в правоохранительных органах и спецслужбах. Вот глава ФСБ Патрушев и решил нанести упреждающий удар по влиятельному Черкесову, чтобы удержать за собой руководящее кресло.

Может показаться, что чекистские войны - это специфический феномен эпохи Путина с ее засильем представителей спецслужб во всех сферах жизни. Но на самом деле такого рода конфликты были и в советское время, и некоторые их особенности, думается, помогут нам понять и нынешнюю ситуацию. Правда, тогда противостояние шло обычно не между различными чекистскими ведомствами, а между различными группировками внутри одного ведомства, будь то ОГПУ, НКВД, МГБ или КГБ.

После смерти Дзержинского в 1926 году фактическим руководителем чекистского ведомства, тогда называвшегося ОГПУ, стал не официальный преемник "железного Феликса" Вячеслав Менжинский (он не мог осуществлять оперативное руководство по состоянию здоровья), а его заместитель Генрих Ягода. Сталина такая неопределенность до поры до времени устраивала, поскольку гарантировала, что оппозиция не сможет объединить чекистов против него. По характеристике бывшего секретаря Сталина Бориса Бажанова, сбежавшего в конце 20-х годов на Запад, коллегия ОГПУ вообще была "бандой темных прохвостов". Но против Ягоды в составе ОГПУ сформировалась мощная группировка во главе с полпредом ОГПУ на Северном Кавказе Ефимом Евдокимовым.

Противостояние продолжалось вплоть до начала 30-х годов, пока Сталин не переместил Евдокимова на партийную работу. Но северокавказская группировка в органах осталась. И когда Ягоду сменил Ежов, начавший кадровую чистку в НКВД, он опирался прежде всего на северокавказских чекистов. Говорят, что после ареста Ягоды его по просьбе Сталина буквально "расколол" Евдокимов, несколькими кулачными ударами нагнав на Генриха Григорьевича страха и заставив его давать нужные следствию показания.

В предсмертном выступлении на суде в феврале 1940 года Ежов посетовал только на одно: "Я почистил 14 тысяч чекистов. Но огромная моя вина заключается в том, что я мало их почистил... Везде я чистил чекистов. Не чистил их только лишь в Москве, Ленинграде и на Северном Кавказе. Я считал их честными, а на деле же получилось, что я под своим крылышком укрывал диверсантов, вредителей, шпионов и других мастей врагов народа".

Излишне говорить, что подавляющее большинство вычищенных чекистов было расстреляно. Когда же в конце 1938 года на смену Ежову пришел Берия, он привел с собой группу чекистов и партработников из Закавказья. Ежовские кадры постигла судьба ягодинских. Тогда же расстреляли и Евдокимова.

Еще раньше, в апреле 1938 года, Сталин, чтобы исподволь очистить НКВД от ставленников Ежова, назначил его по совместительству наркомом водного транспорта. Дело было для Николая Ивановича новое, непривычное, и пришлось ему срочно укомплектовывать ведомство проверенными чекистскими кадрами, вместо которых в НКВД вскоре пришли люди Берии, так что снять Николая Ивановича с силового наркомата удалось без шума и пыли.

После войны Сталин принял решение заменить Берию на посту главы НКВД, а его ставленника Всеволода Меркулова - на посту главы НКГБ. Главным карательным органом предстояло стать новому Министерству госбезопасности. Берия предлагал Сталину свою кандидатуру на пост главы МГБ - бывшего наркома внутренних дел Украины Василия Рясного. Однако Сталин предпочел Виктора Абакумова, бывшего главу военной контрразведки "Смерш", работавшего в войну под его непосредственным началом. Абакумов стал чистить свое ведомство от людей Берии. Правда, теперь вычищаемых не расстреливали, а лишь переводили в другие ведомства. Например, начальник следственной части НКГБ Лев Влодзимирский отправился вслед за Меркуловым начальником управления кадров Главного управления советского имущества за границей, а бывший глава Транспортного отдела Соломон Мильштейн был направлен со значительным понижением в МПС.

И когда в 1953 году Берия на короткое время возглавил объединенное МВД, там его встретила сплоченная группировка украинских чекистов, сплотившихся вокруг хрущевского ставленника Ивана Серова, ставшего первым заместителем Берии. Они успешно саботировали попытки Лаврентия Павловича реформировать министерство и расставить на ключевые посты своих людей. А донос на Берию тогдашнего министра внутренних дел Украины Тимофея Строкача послужил одним из предлогов к аресту лубянского маршала.

После падения Берии борьба группировок в спецслужбах прекратилась. Репрессировали только небольшое число лиц, непосредственно связанных с Берией и Абакумовым. Большинство же уцелевших ветеранов 37-го года и героев послевоенных репрессий тихо отправили на пенсию.

В брежневские времена ни для кого не были тайной напряженные отношения между председателем КГБ Андроповым и главой МВД Щелоковым, соперничавшими за близость к Брежневу. Но до прямого противостояния между ними дело не доходило. Когда же Андропов стал генсеком, Щелокова сплавили в "райскую группу" генеральных инспекторов - правда, с позорной формулировкой "за ошибки в работе". До самоубийства под угрозой суда по коррупционным обвинениям его довели уже при Черненко.

Да, в советских спецслужбах группировки боролись с другом, но эта борьба всегда проходила под бдительным оком Кремля и использовалась вождями, если, например, надо было заменить одну команду чекистов другой. Можно не сомневаться, что и сейчас за конфликтами в чекистском сообществе пристально следят Путин и его ближайшее окружение. Что же касается последнего назначения г-на Черкесова, то его смысл не так уж очевиден. Формально это повышение, а фактически, может быть, и понижение. В отличие от Госнаркоконтроля, антинаркотический комитет - ведомство не силовое, а координирующее, призванное взаимодействовать с властями на местах. Таким образом забот у Черкесова прибавится, а времени прослушивать кого не следует останется значительно меньше.

Словом, очень похоже на историю с назначением Ежова в Наркомвод. Тот и оставался на этом посту вплоть до ареста. Может быть, новое назначение Черкесова - это начало процесса его плавного вытеснения из Госнаркоконтроля? Через какое-то время поборника чекистской солидарности могут оставить во главе антинаркотического комитета, а в Госнаркоконтроль назначат кого-нибудь понадежнее и попокладистее. Остается надеяться, что судьба Ежова Виктору Васильевичу все-таки не грозит.

Досье: Война спецслужб

Борис Соколов, 22.10.2007


новость Новости по теме