статья Неожиданная перемена мест слагаемых

Виталий Портников, 01.03.2004

Шок, который должен охватить российское политическое сообщество после известия из Кремля о назначении новым премьер-министром страны Михаила Фрадкова, несравним даже с впечатлением от внезапной отставки правительства Михаила Касьянова. К уходу Касьянова готовились, его прогнозировали все кому не лень - только считали, что это событие произойдет не до, а после выборов главы государства. А фамилию Фрадкова как возможного кандидата на пост премьер-министра не называл никто. Более того, телеканалы за 15 минут до выдвижения Фрадкова утверждали, что президент уже решил назначить Козака. Стоит задуматься: что же это за страна такая, в которой ни политики, ни аналитики, ни СМИ не могут даже в самых смелых предположениях вычислить имя будущего главы правительства?

Между тем ситуация вовсе не выглядит нелогичной. Я имею в виду не отставку Касьянова, а назначение Фрадкова. Когда уходил в отставку Александр Волошин, многие прочили на пост главы администрации Виктора Иванова или Дмитрия Козака. И все завершилось назначением компромиссной фигуры - Дмитрия Медведева - и ослаблением роли администрации как политического регулятора. В случае с правительством ситуация, конечно же, была сложнее. Складывается впечатление, что, отправляя в отставку Касьянова, президент хотел убить двух зайцев. Во-первых, нейтрализовать саму возможность касьяновского преемничества в случае теоретического срыва выборов. Во-вторых, попытаться назначить премьером своего человека.

Первая часть плана удалась. Вторая - не могла быть реализована. Сразу же после путинского выступления по телевидению - выступления, казалось бы, неожиданного не только для наблюдателей, но и для самого президента, - в Кремле и около него началась настоящая борьба за власть. Наверное, Путину было бы приятнее видеть во главе правительства лично близкого к нему человека - того же Дмитрия Козака или Сергея Иванова. Однако произошло то, что и должно было произойти. Можно сказать, что эта борьба на сегодняшний день завершилась полной победой "семейного клана". Михаил Фрадков - представитель именно "семьи" и еще, извиняюсь за аббревиатуру, "ЮКОСа", причем информированные наблюдатели называют его человеком гораздо более близким к гонимой компании, чем Михаил Касьянов.

Таким образом, в структуре кланового управления Россией не произойдет никаких серьезных изменений. Разве что новый премьер, по общему мнению, будет гораздо более бесцветным, чем предшествующий. Впрочем, когда премьером стал Касьянов, все тоже называли его фигурой случайной, временной и технической - а Михаил Михайлович пробыл на посту целых четыре года. И не исключено, что Михаил Ефимович сможет пробыть на том же месте еще столько же: это уж как сложатся обстоятельства.

Но самое главное в другом. Никаких "путинских" нет и быть не может. Все разборки, которые мы наблюдаем, происходят в рамках одной-единственной группировки, разбитой на кланы, кланчики и кланюсики. Сегодня жертвой этих разборок стал премьер, завтра может стать президент, послезавтра - еще кто-нибудь высокопоставленный. Только от перемены мест слагаемых сумма тех, кто принимает реальные решения по управлению Россией, все равно не изменится.

Виталий Портников, 01.03.2004


новость Новости по теме