А вас, Михаил Ефимович, я попрошу вернуться
Вплоть до состоявшегоя в марте прошлого года назначения Михаила Ефимовича Фрадкова российским полпредом при Евросоюзе сообщения о нем в отчественных СМИ появлялись неоднократно. В ноябре 2001 года о Фрадкове обстоятельно рассказала "Новая газета". Новый глава Федеральной службы налоговой полиции был отрекомендован как госслужащий, выполняющий взаимные обязательства перед олигархами. В его прошлом журналисты обнаружили некоторые темные пятна. Например, крупную недостачу, выявленную контрольным управлением администрации президента РФ в 1995 году в Министерстве внешнеэкономических связей. К тому времени г-н Фрадков уже два года пребывал в должности первого заместителя министра, подписывал финансовые документы, распоряжался матресурсами ведомства. Автор статьи мягко намекает на причастность Фрадкова к нецелевому использованию госсредств: "К слову, не его ли особняк строился в то время на Рублево-Успенском шоссе, и не он ли выписывал себе счета на покупку цемента, кирпича и бруса?"
"Ревизоры обнаружили на счетах-фактурах 120 млн рублей, - писала газета, - и вызвали огонь на себя: их заставили дважды переписать результаты проверки. Впрочем, итоговый акт в правительство так и не поступил, однако сотрудники Управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД РФ изъяли его из архива и передали в Генпрокуратуру. Это отчасти подействовало. Руководители министерства вернули в бюджет и фирмам-спонсорам то, что не успели потратить. В январе 1996-го по фактам проверки Генпрокуратура все же возбудила уголовное дело, но история его была непродолжительной. "От короткого замыкания" полностью выгорел прокурорский кабинет, в котором хранились эти материалы. А основной свидетель — начальник главного контрольно-финансового управления министерства Александр Кольцов умер в Центральной клинической больнице "от лимфосаркомы".
Далее автор статьи честно признается, что ему "неизвестно, какую роль в этом деле и в его благоприятном исходе сыграли отношения Минвнешэкономсвязей с крупными финансовыми группами". И тут же добавляет: "Такие связи были, сомневаться в этом не приходится". К примеру, весьма теплые отношения сложились у министерства с консорциумом "Альфа-Групп". Достаточно упомянуть, что руководители министерства имели обыкновение уходить на работу в структуры "Альфы". (В 1994 году Петр Авен официально стал президентом банка и руководителем консорциума. Одновременно с Авеном туда же пришел и член министерского совета по международной экономической политике Ильдар Каримов).
"Альфа", пишет "Новая газета", начиналась в конце 80-х, когда начинающий предприниматель Михаил Фридман открыл кооператив "Альфа-Фото". К началу 90-х он уже знал некоторых влиятельных людей, в частности, сотрудников внешнеэкономического министерства Петра Авена и Михаила Фрадкова.
В 1991 году Фридман основал Альфа-банк, который вскоре подключился к операциям с зарубежными долгами России. Долги скупали за 25—30 процентов от их стоимости, а затем получали за них сполна из российского бюджета. Без добрых друзей в Минфине и Минвнешэкономсвязей это было бы невозможно. В Минфине банк активно поддерживал Михаил Касьянов, главный переговорщик по российским долгам на Западе, который составлял списки первоочередных долгов России. В них, в свою очередь, неизменно попадали "долги" Альфа-банку.
Михаил Касьянов и банкиры даже оказались фигурантами уголовного дела. На этот раз ничего не сгорело (было бы подозрительно), но следователи Генпрокуратуры как-то запутались в цифрах и финансовой терминологии. Доказательств причастности Михаила Фрадкова к бурной долговой деятельности также не нашлось. Но вскоре в Альфа-банке уже лежали счета компаний Минвнешэкономсвязей...
В 1992 году "Альфа-Эко" пришла в нефтяной бизнес и сразу же подключилась к правительственной программе экспорта нефти и нефтепродуктов для госнужд. Не имея своих нефтяных разработок, "Альфа-Эко" получила возможность продавать нефть в неограниченном количестве. К тому времени Петр Авен уже покинул Минвнешэкономсвязей, но в нем оставался надежный Михаил Фрадков. В марте 1993 года он вошел в межведомственную комиссию по стимулированию промышленного экспорта и простимулировал его так, что к следующему году "Альфа-Эко", конечно же по странному совпадению, экспортировала уже до 10 млн тонн нефти в год.
В декабре 1993 года Михаил Фрадков почтил своим присутствием еще и продовольственную комиссию России. И вновь, по счастливой случайности, "Альфа-Эко" получила правительственный контракт на ежегодные поставки 1,5 млн тонн российской нефти в обмен на 500 тыс. тонн кубинского сахара. Даже экспертам трудно себе представить, какой ущерб понесла Россия от этой сделки.
Весной 1997 года Михаила Фрадкова назначили министром внешнеэкономических связей и торговли России. И запросы у "Альфы" выросли. Группа стала самым напористым и агрессивным игроком на нефтяном рынке. Во время тендера по продаже Тюменской нефтяной компании в 1997 году "Альфа-Эко" предложила за 40 процентов ее акций самую большую сумму в истории российской приватизации — 810 млн долларов. В 1999 году государство решило продать оставшиеся у него в собственности 50 процентов акций ТНК. Их уступили "Альфа-Эко" всего за 270 млн долларов. Но из 1,08 млрд долларов бюджет в итоге получил всего 260 млн.
Сразу по окончании тендера, пишет газета, сделкой по продаже ТНК заинтересовалась Счетная палата и пришла к следующему выводу: "При определении продажной цены пакета акций, составляющего 40 процентов уставного капитала ОАО "ТНК", не учтена стоимость извлекаемых запасов нефти и газа, находящихся на балансе ОАО "ТНК". В результате цена продажи указанного пакета акций занижена минимум на 920 млн долларов". По результатам проверки Генпрокуратура возбудила уголовное дело, которое вскоре плавно закрылось.
...А Михаил Фрадков продвигался по служебной лестнице. В марте 2001 года он стал главой Федеральной службы налоговой полиции РФ (ФСНП). Автор статьи (опубликованной, напомним, два с лишним года назад) прозорливо утверждал, что даже временные фиаско не скажутся на дальнейшей карьере Михаила Фрадкова по той причине, что он – часть той властной структуры, которая остается монолитной и по сей день. Старые связи, старые обязательства... Все остается в силе.
Екатеринбургский телеканал-4 в феврале прошлого года упомянул имя Михаила Фрадкова также в нелестном контексте. В частности, речь идет о восстановлении в должности начальника областной налоговой полиции Алексея Закамалдина, обвиненного в получении взятки. Руководство окружной НП посчитало аргументы следователей убедительными и объявило общественности, что Закамалдин утратил право носить погоны. В дело вмешалась Москва – Закамалдин вернулся на работу благодаря приказу Михаила Фрадкова.
После назначения Фрадкова директором ФСНП пресса припомнила, что именно для него в Совете безопасности РФ была создана должность заместителя секретаря Совбеза. На этом посту он сошелся с тогдашним главой ведомства и будущим министром обороны Сергеем Ивановым. В Совбезе Фрадков отвечал за экономическую безопасность и под руководством Сергея Иванова работал над проблемой утечки капитала за рубеж. Именно тогда, писала в марте 2003 года Газета.Ру , у Фрадкова возникли серьезные публичные разногласия с Вячеславом Солтагановым (директором ФСНП) – тот выступил против идеи создания финансовой разведки, мотивируя это тем, что "для организации возврата в Россию вывезенных капиталов требуется объединение и координация усилий всех действующих в этой области федеральных органов исполнительной власти". Впоследствии Фрадков сам претендовал на пост главы Комитета финансового мониторинга, однако кадровый расклад сложился не в его пользу, и ему пришлось дожидаться очередного призыва во власть на периферийной должности полпреда РФ в Евросоюзе.
Справка
Заявление Общероссийского движения "За права человека"
СМОЖЕТ ЛИ ФРАДКОВ ОТПРОФИЛАКТИРОВАТЬ ВСЮ РОССИЮ?
Общероссийское общественное движение "За права человека" расценивает выбор кандидатуры Михаила Фрадкова как новое свидетельство того, что Кремль избрал путь силового, полицейского давления на бизнес.
Наша организация уже имеет судебного противостояния с Михаилом Фрадковым. В декабре 2002 года Фрадков, того глава Федеральной службы налоговой полиции, издал скандально знаменитый приказ ?525 "Об утверждении Инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений".
Эта Инструкция легализовала настоящие <спецоперации>, в т.ч. с использованием СМИ, с организацией давления на членов семьи и работодателей - в отношении лиц, которые всего лишь <имеют возможность совершить правонарушение>. Она предоставляла сотрудникам налоговой полиции возможность оказывать давление уже на любого гражданина, так как для <профилактической работы> не нужны ни постановление органа дознания, ни санкция прокурора, которые обязательны, если кого-то подозревают в преступлении.
Поэтому ровно год назад Общероссийское общественное движение "За права человека", получив обращения граждан, заявивших, что данные Инструкция нарушает их конституционные права, обратилась в Верховый Суд РФ с заявлением о признании этой Инструкции ФСНП недействительными.
Мы сочли, что закону противоречили следующие положения инструкции:
- пункт 23.1. Индивидуальная профилактика представляет собой комплекс мер по выявлению конкретных лиц, от которых можно ожидать совершения преступления или правонарушения, и оказанию на них либо на окружающую их среду позитивного воздействия с целью недопущения совершения преступления или правонарушения и изменения поведения личности от антиобщественного к законопослушному;
- пункт 23.2 (в части, где указано: "свидетельствующих о возможности лица совершить преступление или правонарушение");
и абзацы 3-5 пункта 23.7
- привлечение к индивидуальной работе иных лиц (в том числе должностных лиц контролирующих и иных органов государственной власти, общественности, а также членов семьи объекта профилактики), могущих оказать позитивное воздействие на профилактируемого;
- создание вокруг объекта профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний;
- осуществление постоянного и превентивного контроля за действиями профилактируемого.
Эта Инструкция открыла дорогу к широкому использованию против граждан, в т.ч. несовершеннолетних, испытания на "детекторах лжи" - в соответствии с Приказом Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации от 24 сентября 2002 г. номер 426 . Этим приказом была утверждена "Инструкция о порядке проведения оперативно-розыскного мероприятия - опроса в виде специального психофизиологического исследования в федеральных органах налоговой полиции". Его подписал предшественник Фрадкова - генерал-лейтенант Веревкин-Рахальский, но зарегистрирован Минюстом он был уже при Фрадкове.
Движение "За права человека" обжаловало в суде оба эти приказа. Однако обе инстанции Верховного суда отказались рассматривать эти жалобы, проигнорировав даже два определения Конституционного Суда, признающих право общественной организации выступать в судах в защиту прав и свобод граждан. Подготовленное обращение в Европейский Суд мы не отправили в связи с ликвидацией ФСНП.
Мы призываем общественность выступить против назначения Фрадкова председателем Правительства, а Государственную думу - отклонить его кандидатуру.
Л.А. Пономарев,
Исполнительный директор Общероссийского общественного движения "За права человека"
Дословно
Кристофер Уифер
2004 год станет поворотным для развития экономической политики России. Благодаря финансовым ресурсам и поддержке законодательной системой правительство России сегодня занимает сильные позиции для проведения реформ.
Regnum, 01.03.2004
Статьи по теме
А вас, Михаил Ефимович, я попрошу вернуться
Пресса никогда не обделяла вниманием фигуру Михаила Фрадкова. Однако в большинстве своем имя нового премьера России почему-то упоминается в нехорошем контексте. В чем только журналисты не подозревали Михаила Ефимовича: от банального хищения госсредств для строительства особняка на Рублевке до крупных махинаций с бюджетными миллиардами. Но, судя по отношению к нему президента РФ, ничего к бывалому госчиновнику не прилипло. И он вновь призван во власть.
Неожиданная перемена мест слагаемых
Что-что, а слово держать наш президент умеет. Шесть дней назад он пообещал предъявить народу нового человека на посту премьера - человека, который будет символизировать новый курс, новую политику России в течение второго путинского четырехлетия. И вот мы уже знаем этого человека. Не очень понятно, какую политику может олицетворять собой г-н Фрадков, известный обществу лишь как исполнительный аппаратчик да еще фигурант коррупционных скандалов. Но, видимо, в рамках путинской "стабильности" так и положено. Перестановки, даже самые внезапные, внутри узкой правящей группировки не могут изменить ничего в положении страны.
Путин страхуется от бойкота
Михаил Фрадков, столь чудесным образом, заступивший на место Михаила Касьянова, призван уберечь Владимира Путина от волнений на случай, если из-за бойкота придется назначать новые выборы. Политически "самоходному" Касьянову президент, видимо, не решился оставлять власть (хотя бы и на четыре месяца). Так считает бывший депутат Госдумы РФ Константин Ремчуков. Граням.Ру он изложил свою версию того, что произошло в Кремле в ночь с воскресенья на понедельник, накануне отставки правительства.