Следователь, ведущий дело о гибели самолетов, отказывает потерпевшим в их просьбах
Cледователь Генеральной прокуратуры Николай Ущаповский отклонил в пятницу три ходатайства по делу сотрудника ЛОВД "Домодедово" Михаила Артамонова, которого обвиняют в халатности в связи со взрывами самолетов 24 августа 2004. Как передает Гласность.Ру, ходатайства были переданы накануне адвокатом Натальей Рыжковой, представляющей интересы нескольких потерпевших - родственников жертв теракта.
В первом из ходатайств содержится просьба о признании вещественным доказательством и приобщении к делу материалов видеозаписей, на которых запечатлены террористки-смертницы, прибывшие рейсом из Махачкалы. Во втором адвокаты просят провести очную ставку между Артамоновым и его бывшим начальником Зименковым, который говорит, что не присутствовал при проверке паспортов чеченцев. Также адвокаты затребовали должностные инструкции сотрудников службы авиационной безопасности ЗАО "Ист Лайн Авиэйшн секьюрити" и список сотрудников, осуществлявших досмотр пассажиров рейса "Москва-Волгоград" 24 августа 2004 года для того, чтобы допросить их и принять решение о привлечении их к уголовной ответственности.
Многие обстоятельства расследования "Дела Артамонова" вызывают удивление у родственников погибших. Потерпевшие говорят, что дело не доследовано и многие обстоятельства не установлены. Возможно, полагают они, умышлено, чтобы скрыть виновность сотрудников милиции и аэропорта.
Предварительное следствие по делу домодедовского оперуполномоченного Михаила Артамонова было закончено в конце декабря. В ближайшее время его планируется передать в суд.
Следствие установило, что 24 августа 2004 г. трое сотрудников ЛОВД "Домодедово", в числе которых был и Артамонов, трижды выходили встречать рейсы с южного направления с целью выявления граждан с чеченскими паспортами. Рейсом из Махачкалы прибыли четверо пассажиров - две женщины (впоследствии совершившие теракт) и двое мужчин - с паспортами 96-го региона. Они были задержаны и переданы для проверки оперуполномоченному Артамонову. Коллеги Артамонова однотипно сообщили следователю, что больше они его не видели. Куда пошли милиционер и чеченцы и что делали - якобы неизвестно. Показаний сотрудников аэропорта на этот счет нет, материалов записи с камер слежения в деле также нет.
Сам Артамонов утверждает, что передавал паспорта двух женщин начальнику дежурной части ЛОВД Зименкову. И именно Зименков принимал решение их отпустить. Зименков же отрицает это и говорит, что не встречал рейс из Махачкалы. Другие сотрудники ЛОВД, как под копирку, подтверждают показания своего начальника
Справка
Открытое письмо общественной организации "Ту-134" президенту России
Уважаемый Владимир Владимирович!
В этом письме наша общая боль, невысыхающие слезы, крик о помощи. Сколько же горя должны перенести россияне, чтобы власти признали, что в стране правят продажность, коррупция, хамство и разгильдяйство. Ведь уже взрывались дома и поезда, убивали в роддоме и на улицах, был "Норд-Ост" и взорвавшиеся самолеты. И только варварский захват заложников в Беслане, от которого содрогнулся мир, заставил Вас, нашего президента, признать ошибки, допущенные исполнительной властью.
Вот Вы справедливо призываете нас сплотиться, объединиться, любить страну... А Россия нас любит?
1. Помните кадры, на которых были убитые в Беслане террористы? Они лежали на земле, прикрытые темной пленкой, и выглядели вполне прилично. А наши близкие, жертвы теракта в самолете?
Вы можете представить себе груду обезображенных голых тел, лежащих в прозрачных полиэтиленовых мешках в кузове грузовика? Жара, лед давно растаял... Чтобы опознать своих, перешагиваешь через остальных, боясь поскользнуться. Спрашиваем: "Почему они в таких мешках? Почему на улице под солнцем?" Ответ: "Скажите спасибо, что мы нашли еще такие длинные мешки и лед, ведь самолет упал в захолустье". Родина не смогла защитить своих граждан от террора, но неужели даже черного мешка с "молнией" они не заслужили? Ни их, ни нас, родственников, не пожалели. Как же надо не уважать нас, россиян, чтобы допустить такое надругательство над погибшими. Наверное, любой европеец подал бы в суд за причиненный моральный ущерб. А наш суд рассмотрит такой иск?
2. Теперь о материальной помощи. Спасибо губернатору и мэру города Волгограда. Без выделенных ими денег многие просто не смогли бы похоронить погибших. А дальше что? Остались сиротами дети – их надо растить, учить. Разовая помощь и унизительная пенсия за потерю кормильца их не спасут, боль – она ведь на всю жизнь. Родителей им не вернуть, так оставьте им всю зарплату кормильца (или достойное пособие лично от президента, или благотворительного фонда) до совершеннолетия. Закрепите за ними право на бесплатное обучение в вузах.
А осиротевшие родители? Многие из них пожилые, больные люди. После этой трагедии они стали совсем немощными и беззащитными. Погибшие дети были им опорой, помогали материально, заботились о них. Кто им поможет сейчас? Неужели государство не в силах выделить им небольшое пожизненное пособие. Это пособие даст им силы, ведь они будут знать, что сам президент помнит о них, скорбит вместе с ними и берет часть вины за случившееся на себя. Сменится президент, но старики будут чувствовать, что Родина помнит о них и той страшной трагедии. Это необходимо сделать еще и назло террористам.
3. Теперь о самом обидном.
О нас совсем забыли. Нашу трагедию заслонил Беслан. Неужели можно сравнивать горе, которое принесли теракты по количеству жертв? Но тем не менее о беслановцах помнят, они получают достойную, в том числе и материальную, помощь, необходимую для восстановления здоровья, воспитания детей, их образования и развития. О нас вообще не говорят, не пишут. Будто и не было взорванных двух самолетов. Почему?
Утаивание информации о терактах порождает слухи о том, что самолеты были сбиты российскими средствами ПВО в целях предотвращения событий, аналогичных 11 сентября в США.
О нас не говорите и Вы, Владимир Владимирович! Почему? Почему Вы забыли о нашем горе? Забвение, равнодушие убивают нас.
4. Вы, скорее всего, не в курсе того, что правительство выделило нам так называемую президентскую помощь в размере 100 тысяч рублей за каждого погибшего. Как горько осознавать, что жизнь безвинно погибших, принявших мученическую смерть, "стоит" так неприлично дешево. Нам стыдно за Россию перед всем миром. А Вам?
Уважаемый Владимир Владимирович! Нам необходимы Ваша поддержка и конкретная помощь. Найдите возможность поддержать сирот (детей и престарелых родителей) материально. Одноразовая помощь ушла на похороны, поминки, памятники.
По существующим законам пенсии детям положены минимальные, родители не получат ничего. А мы справедливо просим социальных гарантий для потерпевших, таких же, как в Беслане. Для нас очень важно, чтобы контроль за ходом следствия по обвинению должностных лиц, по вине которых был совершен теракт, осуществляла комиссия государственного уровня. Необходимо наказать не только непосредственных виновников, "стрелочников", но и компании "Ист-Лайн", "Домодедово", которые допустили грубейшие нарушения в "обеспечении авиационной безопасности" – статья 84 Воздушного кодекса РФ, статья 85 ВК РФ. Просим оказать нам достойную юридическую поддержку для подачи исковых заявлений судебных разбирательств к этим компаниям. Нами получено уведомление из Генпрокуратуры РФ о том, что предварительное следствие по уголовному делу №18/325568-04 по обвинению сотрудника милиции Артамонова М.Ю. в халатности окончено, и мы имеем право ознакомиться с материалами дела. Но нас, потерпевших, достаточно немалое количество, а именно 34 человека. Большинство проживают в Волгограде, не имея ни материальных, ни физических возможностей прибыть для ознакомления с делом в Москву. Убедительно Вас просим оказать нам помощь в ознакомлении с материалами уголовных дел, касающихся взрыва самолета, по месту нашего проживания в Волгограде.
Владимир Владимирович, мы очень надеемся на Вашу помощь и поддержку. С уважением, родственники погибших Ту-134.
"Новости Волгограда", 20.01.2005