новость Террористы захватили школу с помощью милицейского оружия

09.09.2004
Боевик. Фото с сайта NEWSru.com

Боевик. Фото с сайта NEWSru.com

Российские правоохранительные органы в среду нашли окончательное подтверждение тому, что захват школы в Беслане и нападение на Ингушетию 22 июня 2004 года совершила одна и та же группа террористов. В спецслужбах связь между двумя терактами не вызывает сомнения, сообщает "Время новостей". После того, как была окончена экспертиза оружия, использовавшегося террористами в Беслане, выяснилось, что большая его часть была похищена со складов МВД Ингушетии во время июньского рейда боевиков в эту республику.

Всего у бесланских террористов было обнаружен 21 автомат, три пулемета, пять пистолетов и один гранатомет. И хотя официально результаты экспертиз не оглашаются, стало известно, что происхождение значительной части арсенала уже установлено. "Восемь автоматов Калашникова, один пистолет и один пулемет Калашникова, обнаруженные у убитых боевиков, были похищены со складов МВД Ингушетии, во время нападения террористов на Назрань, - заявил один из оперативников. - При этом уже установлено, что в оружейном арсенале и в хозяйственном управлении МВД орудовал лично Шамиль Басаев. Были там и два боевика, участвовавших потом в захвате школы в Беслане, - Изнаур Кодзоев и Магомед Аушев".

То, что нападение на Назрань и школу в Беслане совершила одна группа, ранее подтвердил и заместитель генпрокурора Сергей Фридинский: "Из материалов, которые имеются в уголовном деле, есть основания говорить о связи теракта, который произошел 21 июня на территории Ингушетии - им руководил Шамиль Басаев, и тем, что произошло в Беслане".

Между тем за информацию о местонахождении Басаева, а также Аслана Масхадова руководство ФСБ назначило беспрецедентную в российской истории премию в 300 млн рублей (10,2 млн долларов).

Также в среду следственная группа выяснила новые детали гибели террористов. При этом данные следствия отличаются от того, что в этот же день докладывал Владимиру Путину генпрокурор Владимир Устинов.

По данным следствия, только одна из шахидок погибла от взрыва "пояса смертников". Другая же - была убита во время штурма. "Если говорить о так называемых шахидках, то одна из них действительно погибла 1 сентября от срабатывания "пояса смертников", - отметил собеседник издания. - Но вторую террористку никто не взрывал. Она скончалась от пулевого ранения, полученного во время штурма. А вот три боевика действительно сами подорвали себя гранатами, когда попали в окружение спецназа. Тела еще трех террористов почти полностью сгорели и опознанию не подлежат".

В то же время во время беседы с Путиным Устинов сообщил, что руководивший террористами боевик по кличке Полковник взорвал двух террористок с целью устрашения боевиков и заложников. Для этого же он застрелил одного из своих сообщников

Расходятся данные Устинова с данными оперативного штаба во Владикавказе, который возглавляет председатель правительства Северной Осетии Михаил Шаталов. По данным генпрокурора, в заложниках находилось более 1200 человек.

"Новая газета" отмечает, что власти с самого начала знали о том, что внутри около 1200 человек, несмотря на то, что в СМИ говорили о 354 заложниках. Вечером 3 сентября, уже после основного штурма, об этом проговорился советник президента России Асламбек Аслаханов. Когда его спросили, почему он не приехал на переговоры с террористами по их первому требованию, Аслаханов сказал: "Я им позвонил и спросил: а о чем мне с ними вообще говорить, чего они хотят, есть ли у нас повод для разговора? Они мне ответили: "Повод - 1200 человек заложников, среди которых большинство - дети".

Освобожденные заложники рассказали, как бесились и "зверели", по выражению одной из спасенных старшеклассниц, боевики, когда в новостях передавали цифру "354". После этого детям перестали давать воду из-под крана, и они были вынуждены пить собственную мочу.

Между тем генпрокурор также рассказал Путину, что погибли 326 заложников, 210 тел опознано и передано родственникам. Кроме того, эксперты работают сейчас над идентификацией 32 фрагментов тел, принадлежность которых можно будет определить только после сравнительного анализа ДНК. Генпрокурор при этом отметил, что "данные пока неокончательные".

По данным штаба на 12.00 среды, 328 заложников числились погибшими. Опознано 231 тело. При этом в штабе заявили, что пока не располагают точными данными об общем количестве заложников. Из 161 пропавшего без вести вчера опознали 86 человек. При этом в оперативном штабе не смогли уточнить, следует ли относить их к живым или к мертвым.

Между тем, по данным следствия, с точностью идентифицировано 12 террористов. Прежде всего, это люди, о которых оперативникам было заранее известно, что они участвовали в нападении на школу, - Владимир Ходов, Магомед Аушев, Изнаур Кодзоев. Единственный арестованный террорист Нурпаши Кулаев указал на тела еще трех боевиков: своего брата Ханпаши Кулаева и земляков по селу Энгеной Арсена Мержоева и Майрбека Шайбекханова. Газете стали известны фамилии шести других опознанных террористов. Это Абдул-Азим Лабазанов, Хизир-Али Ахмедов, Исса Торшхоев, Магомед Хочубаров, Бей-Алла Цечоев, Султан Камурзаев.

Многие из них давно известны российским правоохранительным органам. Так, 23-летний Исса Торшхоев ранее был судим за разбой, а 31-летний Бей-Алла Цечоев привлекался к ответственности за хранение оружия. Хизир-Али Ахмедов, по данным спецслужб, входил в отряд Басаева. 31-летний Абдул-Азим Лабазанов родился в Казахстане, потом перебрался вместе с семьей в Россию. Во время первой чеченской войны он был призван в армию и вначале воевал на стороне федеральных войск. Однако потом дезертировал и перешел в отряд полевого командира Тархана Газиева. Позже Лабазанов подался в бригаду Доку Умарова. По данным оперативников, попутно он участвовал в серии терактов, организованных еще одним полевым командиром, Саидэмиром Дадаевым. В Чечне Лабазанова последний раз видели 31 июля этого года. Тогда он вместе с еще четырьмя боевиками напал на две машины, перевозившие продукты, и отобрал их, чтобы пополнить запасы террористов.

Между тем, как пишет "Коммерсант", часть опознанных террористов, а также захваченный Нурпаши Кулаев не сидели в тюрьмах, как ранее сообщалось в прессе. "В мае прошлого года братья Кулаевы уехали из Энгеноя в Ингушетию,– объяснили в ножай-юртовском РОВД.– Родственникам сообщили, что их обещали взять на какую-то шабашку в Северной Осетии. Мы не стали им препятствовать, поскольку по нашей линии к братьям никаких конкретных претензий не было. Сообщили, конечно, ингушским коллегам, чтобы приглядели за Кулаевыми, но те, видимо, так же, как и мы, проверили их и отпустили. Задерживать-то формально было не за что".

"Известия" со ссылкой на спецназовцев, участвовавших в штурме, сообщают, что взять живыми удалось четверых, а не одного боевика. Среди захваченных - одна женщина. Кроме того, возможно двум террористам все-таки удалось уйти.

09.09.2004


новость Новости по теме