Также: Экономика

новость ЦБ не видит проблемы в укреплении курса рубля

12.04.2004

Председатель Центрального банка Игнатьев считает, что российская экономика легко адаптируется к росту реального курса рубля на семь процентов в 2004 году - предельному ориентиру укрепления национальной валюты в этом году.

ЦБ придерживается установленных еще в середине прошлого года ориентиров курсовой политики на 2004 год, несмотря на быстрый рост цен на нефть на мировом рынке, увеличение притока валюты в страну и рост доверия субъектов экономики к рублю.

"Мы по-прежнему рассчитываем на то, что реальный эффективный курс рубля в этом году укрепится на 3-5 процента, но и его укрепление на 7 процентов считаю вполне допустимым, реальный сектор относительно легко адаптируется к такому изменению", - сказал Игнатьев в интервью газете "Ведомости".

По данным Центробанка, лишь за первый квартал этого года укрепление рубля к корзине валют составило 4,7 процента. Это заставляет многих аналитиков сомневаться в реалистичности прогнозов Центробанка на 2004 год, замечает Reuters.

Игнатьев, впрочем, считает, что значение эффективного курса рубля преувеличено и российская экономика показала высокую степень приспособляемости к изменению условий.

"Мне кажется, что мы сегодня преувеличиваем влияние реального эффективного курса рубля на реальный сектор экономики. Я уже как-то говорил, что мы проводили количественную оценку этого влияния с помощью эконометрических моделей. Она показывает, что в 1994-1998 годах укрепление реального эффективного курса негативно влияло на индекс промышленного производства и это влияние было значимым", - говорит глава Центробанка. "Для послекризисного периода нам не удалось обнаружить устойчивой зависимости. Я думаю, что наша экономика сильно изменилась за последние годы. Она легче приспосабливается к меняющимся внешним условиям. Факторы производства быстрее перемещаются из тех сфер, где они дают низкую отдачу, туда, где они могут быть использованы с большей эффективностью", - считает Игнатьев.

С приходом Игнатьева Центробанк начал проводить политику, ориентированную в большей степени не на сдерживание укрепления рубля, а на контроль за ростом цен. В 2003 году инфляция впервые за последние годы не превысила установленный денежными властями потолок в 12 процентов. В этом году правительство и ЦБР ориентируются на рост цен 8-10 процентов. "За январь-март инфляция составила 3,5 процента против 5,2 процента за такой же период прошлого года. Есть все основания считать, что в интервал 8-10 процентов мы уложимся", - сказал глава ЦБР.

По его словам, на инфляцию не повлияет и достаточно быстрый рост денежной массы.

"Вместе со значительным ростом рублевой массы у нас резко увеличивается спрос на деньги со стороны предприятий и населения. Это связано прежде всего с тем, что с февраля 2003 года рубль стал номинально укрепляться к доллару. Организации и, в первую очередь, население начали замещать свои долларовые накопления в основном рублями. Этот спрос в значительной степени был удовлетворен через увеличение рублевой денежной массы. Поэтому усиления инфляции не должно быть", - говорит Игнатьев.

Глава ЦБ затруднился с прогнозом притока или оттока капитала в Россию в 2004 году из-за того, что волатильность в движении денег в последний год возросла.

"20 февраля этого года золотовалютные резервы составляли примерно $89 миллиардов, а на 1 апреля - $83,4 миллиарда. Сказались, конечно, существенные выплаты Минфина по внешнему долгу. Но главным образом снижение произошло из-за того, что номинальный курс рубля к доллару стабилен, и банки не стараются избавиться от долларовых активов. При существующей волатильности краткосрочного капитала не стоит делать категоричных прогнозов. В целом за год может и не быть положительного сальдо, ничего страшного", - говорит глава Центробанка.

По его словам, нынешний уровень резервов вполне достаточен для решения текущих задач денежно-кредитной политики.

"Резервы не кажутся нам излишними, потому что мировые цены на нефть, газ, металлы, вполне возможно, упадут. Если будут проблемы с доходами бюджета и с платежным балансом, валютные резервы, которые кому-то кажутся сейчас избыточными, здорово нам помогут", - считает Игнатьев.

Он не исключил, что в случае резкого падения цен на нефть и возникновения дефицита бюджета Центробанк сможет использовать свои резервы для помощи государству.

"Предположим, цены на нефть снизятся до $12 за баррель, как это случилось в 1998 году, и бюджет будет сводиться с дефицитом. Минфин, возможно, начнет заимствовать серьезные суммы на внутреннем рынке. И я не исключаю, что Банк России может через рынок покупать его ценные бумаги или увеличить рефинансирование банков под залог гособлигаций", - сообщил Игнатьев.

По его словам, Банк России пока не обсуждал вопрос увеличения доли евро в структуре золотовалютных резервов, которая ранее оценивалась как 25 процентов.

12.04.2004


новость Новости по теме