ЦБ не видит проблемы в укреплении курса рубля
Председатель Центрального банка Игнатьев считает, что российская экономика легко адаптируется к росту реального курса рубля на семь процентов в 2004 году - предельному ориентиру укрепления национальной валюты в этом году.
ЦБ придерживается установленных еще в середине прошлого года ориентиров курсовой политики на 2004 год, несмотря на быстрый рост цен на нефть на мировом рынке, увеличение притока валюты в страну и рост доверия субъектов экономики к рублю.
"Мы по-прежнему рассчитываем на то, что реальный эффективный курс рубля в этом году укрепится на 3-5 процента, но и его укрепление на 7 процентов считаю вполне допустимым, реальный сектор относительно легко адаптируется к такому изменению", - сказал Игнатьев в интервью газете "Ведомости".
По данным Центробанка, лишь за первый квартал этого года укрепление рубля к корзине валют составило 4,7 процента. Это заставляет многих аналитиков сомневаться в реалистичности прогнозов Центробанка на 2004 год, замечает Reuters.
Игнатьев, впрочем, считает, что значение эффективного курса рубля преувеличено и российская экономика показала высокую степень приспособляемости к изменению условий.
"Мне кажется, что мы сегодня преувеличиваем влияние реального эффективного курса рубля на реальный сектор экономики. Я уже как-то говорил, что мы проводили количественную оценку этого влияния с помощью эконометрических моделей. Она показывает, что в 1994-1998 годах укрепление реального эффективного курса негативно влияло на индекс промышленного производства и это влияние было значимым", - говорит глава Центробанка. "Для послекризисного периода нам не удалось обнаружить устойчивой зависимости. Я думаю, что наша экономика сильно изменилась за последние годы. Она легче приспосабливается к меняющимся внешним условиям. Факторы производства быстрее перемещаются из тех сфер, где они дают низкую отдачу, туда, где они могут быть использованы с большей эффективностью", - считает Игнатьев.
С приходом Игнатьева Центробанк начал проводить политику, ориентированную в большей степени не на сдерживание укрепления рубля, а на контроль за ростом цен. В 2003 году инфляция впервые за последние годы не превысила установленный денежными властями потолок в 12 процентов. В этом году правительство и ЦБР ориентируются на рост цен 8-10 процентов. "За январь-март инфляция составила 3,5 процента против 5,2 процента за такой же период прошлого года. Есть все основания считать, что в интервал 8-10 процентов мы уложимся", - сказал глава ЦБР.
По его словам, на инфляцию не повлияет и достаточно быстрый рост денежной массы.
"Вместе со значительным ростом рублевой массы у нас резко увеличивается спрос на деньги со стороны предприятий и населения. Это связано прежде всего с тем, что с февраля 2003 года рубль стал номинально укрепляться к доллару. Организации и, в первую очередь, население начали замещать свои долларовые накопления в основном рублями. Этот спрос в значительной степени был удовлетворен через увеличение рублевой денежной массы. Поэтому усиления инфляции не должно быть", - говорит Игнатьев.
Глава ЦБ затруднился с прогнозом притока или оттока капитала в Россию в 2004 году из-за того, что волатильность в движении денег в последний год возросла.
"20 февраля этого года золотовалютные резервы составляли примерно $89 миллиардов, а на 1 апреля - $83,4 миллиарда. Сказались, конечно, существенные выплаты Минфина по внешнему долгу. Но главным образом снижение произошло из-за того, что номинальный курс рубля к доллару стабилен, и банки не стараются избавиться от долларовых активов. При существующей волатильности краткосрочного капитала не стоит делать категоричных прогнозов. В целом за год может и не быть положительного сальдо, ничего страшного", - говорит глава Центробанка.
По его словам, нынешний уровень резервов вполне достаточен для решения текущих задач денежно-кредитной политики.
"Резервы не кажутся нам излишними, потому что мировые цены на нефть, газ, металлы, вполне возможно, упадут. Если будут проблемы с доходами бюджета и с платежным балансом, валютные резервы, которые кому-то кажутся сейчас избыточными, здорово нам помогут", - считает Игнатьев.
Он не исключил, что в случае резкого падения цен на нефть и возникновения дефицита бюджета Центробанк сможет использовать свои резервы для помощи государству.
"Предположим, цены на нефть снизятся до $12 за баррель, как это случилось в 1998 году, и бюджет будет сводиться с дефицитом. Минфин, возможно, начнет заимствовать серьезные суммы на внутреннем рынке. И я не исключаю, что Банк России может через рынок покупать его ценные бумаги или увеличить рефинансирование банков под залог гособлигаций", - сообщил Игнатьев.
По его словам, Банк России пока не обсуждал вопрос увеличения доли евро в структуре золотовалютных резервов, которая ранее оценивалась как 25 процентов.
Статьи по теме
Путин думает о курсе
Самым интересным моментом в пятничной встрече президента Путина и главы Центрального банка Игнатьева был проявленный главой государства "открытый интерес" к курсу национальной валюты. Из этого обстоятельства наблюдатели спешат сделать вывод о том, что за "российский доллар" можно быть спокойным. Сильно не упадет.
Нефть и доллары
Если прежде рост мировых цен на черное золото обеспечивал приток в Россию твердой валюты и укрепление рубля, сдерживаемое разве что золотовалютными аппетитами Банка России, события последних дней пошли по несколько неожиданному сценарию: скачок фьючерсов на нефть и очередное ослабление доллара по отношению к евро не аукнулся стремительным укреплением рубля (курс доллара уверенно держится за 28,5 рублей), а ЦБ тем временем побил очередные антирекорды: его закрома похудели по сравнению с показателем месячной давности на $3 млрд.
Мелодия на три голоса
Пятничный ход Владимира Путина, заставившего трех ключевых (по нынешним меркам) социально-экономических министров выступать чуть ли ни хором, получил продолжение: в том же составе (только без "дирижера") они выступили теперь перед прессой. Достаточно слаженно (лишь изредка поворачиваясь друг к другу в ожидании утвердительных кивков) и охотно: редкий ответ не подкреплялся кем-то еще, отчего "партия министров" затягивалась минут на 10—15… Что любопытно, министр финансов Алексей Кудрин пообещал, что инициативы в области законотворчества будут теперь исходить из правительства еженедельно (отсюда, видимо, и столь "длинная скамья" выступающих). Рассказ о новых социально-экономических прожектах кабинета министров выслушал и обозреватель Граней.Ру Ярослав Скворцов.
Игра словом на понижение
Банк России привлекает (мобилизует?) последний аргумент (или, если угодно, последний резерв) в борьбе за стабилизацию валютного рынка: по словам зампреда ЦБ Олега Вьюгина, для удержания дальнейшего роста национальной валюты будут использованы золотовалютные резервы. Что это означает и чего от такой инициативы ждать?
Валюты всех стран, соединяйтесь, или Конец мировых денег
Федеральная резервная система США вырыла доллару могилу, считает экономист Сергей Глазьев. Занимаясь бесконтрольной эмиссией, не выключая пресловутый печатный станок, Штаты в итоге доллар обесценили, и теперь место мировой валюты оказывается вакантным. А это – исторический шанс для России. Не для российского рубля, а именно для страны, которая может предложить миру путь к более устойчивой, более справедливой мировой валютно-финансовой системе.
Г-на Глазьева внимательно выслушал обозреватель Граней.Ру Ярослав Скворцов.
Дедолларизация в действии, или Затяжной прыжок
Начало первой полноценной постновогодней рабочей недели отмечено очередным ослаблением американской валюты: по итогам понедельничных торгов на ММВБ курс доллара опустился до отметки 28,87 рубля. Российская валюта укрепляется относительно доллара, который, в свою очередь, сдает позиции другим мировым валютам, прежде всего евро. Ждать изменения тенденции приходится не ранее февраля, когда лидеры стран G7 соберутся для обсуждения курсовых вопросов. А на российском валютном рынке все по-прежнему зависит от аппетитов ЦБ, бьющего рекорды в деле приумножения своих золотовалютных резервов.
Комментарий Ярослава Скворцова.
Бесценный ты наш...
Избрание экс-главы ЦБ Виктора Геращенко в Думу и затянувшееся падение доллара на мировых валютных рынках (подкрепленное вчерашним решением ФРС США, оставившей учетную ставку на уровне одного процента) породили слухи о скором и неотвратимом обесценении американской валюты в России как минимум в два раза. Однако спешить избавляться от долларов в пользу евро или рублей пока не стоит.