Игра словом на понижение
С одной стороны, все выглядит вполне логично: Банк России бьет рекорд за рекордом, скупая стремительно дешевеющие доллары (к концу зимы размер золотовалютных резервов показатель уже зашкалил за $86,5 млрд). Сколько можно копить? Можно на что-то ценное потратить.
Вот Олег Вьюгин, заместитель председателя ЦБ, и заявил в интервью Financial Times, что золотовалютные резервы могут быть потрачены на удержание дальнейшего роста рубля. И вообще: ЦБ внимательно наблюдает за тем, как доллар теряет по отношению к крепчающему евро. И если на российском рынке обнаружится большой приток портфельных инвестиций (а это скорее не предположение, а констатация факта: российские рынки на подъеме, и портфельные инвесторы тут как тут), то резервы ЦБ будут пущены на стерилизацию, то есть устранение негативных последствий такого явления.
Варианты стерилизации г-н Вьюгин называть не стал, что стало поводом для появления различных версий. Возможно, Центробанк готов предложить некий новый инструмент, который "отвлечет" рубли. Резервы, казалось бы, позволяют. Правда, пока ЦБ столь востребованными бумагами похвастаться не может; инвесторы же охотней покупают корпоративные бонды, но ими занимается Минфин, а не Банк России. Следовательно, Олег Вьюгин имел в виду нечто другое.
Другая версия касается рынка золота: как рассказал Граням.Ру представитель одного из банков, в последнее время на рынке наблюдается плохо объяснимый рост интереса к операциям с драгоценными металлами (кто-то пошутил даже, что поводом стал переход бывшего главы Росбанка Евгения Иванова на работу с золотом; мол, рынок привык относиться к "Интерросу" и всему, что внутри и вокруг него происходит, с повышенным вниманием; вот и отреагировал). Опять же: возможности Банка России таковы, что сделать вложения в металл выгодными для сегодняшних продавцов золота ему вполне по силам.
Здесь кто-то из аналитиков вспомнил, что валютные резервы ЦБ номинированы в долларах США, а сами же сбережения разложены по разным валютным корзинам. Посему "привлечение валютных резервов" вовсе не означает, что Банк России "сбрасывает доллары".
А что сбрасывает? Олег Вьюгин опять же решил сохранить интригу.
И еще одна версия, также называемая экспертами: ЦБ наконец что-то придумал в отношении фонда обязательных резервов. Как известно, ныне существующий порядок отчисления в ФОР вызывает у банков много вопросов. Любопытно, что за пару дней до появления неожиданного по содержанию интервью Олега Вьюгина стало известно, что Банк России намерен сделать отчисления в фонд отчасти доступными банкам: их можно будет привлекать для поддержания текущей ликвидности.
Но даже если предположить, что ослабление политики ЦБ в области резервирования способно отчасти уменьшить рублевый спрос, к резервам Банка России такая мера никакого отношения не имеет. Тем более что противников крупных ФОРов ожидает разочарование: ЦБ обещает увеличит число активов, по которым резервы создаются.
Остается еще одна версия: Банк России остается главным маркетмейкером, поэтому его заявление о том, что для сдерживания роста рубля ЦБ готов привлечь миллиардные резервы, может возыметь психологический эффект - особенно если иметь в виду, что Вьюгин так и не ответил на вопрос FT, на каком уровне ЦБ желал бы видеть курс рубля.
Так что неожиданное заявление заместителя председателя банка России может оказаться всего лишь блефом, "игрой словом" на валютном рынке.
Статьи по теме
Игра словом на понижение
Банк России привлекает (мобилизует?) последний аргумент (или, если угодно, последний резерв) в борьбе за стабилизацию валютного рынка: по словам зампреда ЦБ Олега Вьюгина, для удержания дальнейшего роста национальной валюты будут использованы золотовалютные резервы. Что это означает и чего от такой инициативы ждать?