Валюты всех стран, соединяйтесь, или Конец мировых денег
Идея Сергея Глазьева, озвученная им на пресс-конференции в РИА "Новости", сводится к следующему: "использование, точнее – присвоение американцами права на эмиссию мировой валюты подорвало сегодня устойчивость мировой финансовой системы". Вариант с евро, по мнению г-на Глазьева, не проходит - Европа вообще не может противостоять Штатам: "Европейский союз слишком зависим от США; по структуре принятия политических и экономических решений вес Америки больше, чем вес любой из европейских стран". Не в состоянии противостоять Америке и Китай, ибо "слишком зависим от американского рынка". К тому же его "сдерживают $300 млрд валютных резервов" (российский ЦБ, как известно, исчисляет свои рекордные 84-миллиардные золотовалютные резервы тоже в долларах, хотя держит эти сбережения в разных валютах; что справедливо и применительно к китайскому нацбанку). Так что только Россия, считает Сергей Глазьев, может стабилизировать мировой финансовый рынок, предприняв для этого активные действия по "превращению рубля в международную резервную валюту и предложив всем странам перейти к равноправной и взаимовыгодной системе валютно-финансовых отношений, отказавшись от использования национальной валюты одной страны в качестве мировой".
Возвращаясь к единой европейской валюте, г-н Глазьев заметил, что обсуждал этот "рублевый" стабилизационный вариант с председателем Европейской комиссии Романо Проди. Так что "зона евро" уже в курсе предложения, направленного на "переход к новой, справедливой и надежной мировой финансовой системе, которая бы основывалась на национальных валютах, была бы равноправной и каждая валюта всех развитых стран имела бы равные возможности для участия в мировом торгово-экономическом обороте".
Важность такого процесса переоценить трудно, считает Сергей Глазьев, ибо мировые финансы суть стержень мировой политики...
Идея политэкономиста и бывшего министра внешнеэкономических связей России выглядит весьма броской, но мало реализуемой. В конце концов, о конце эпохи доллара – если не добровольной, то принудительной – говорили еще на заре обсуждения проекта валюты общеевропейской. Ни французский франк, ни немецкая марка не могли рассчитывать на те позиции, которые, как выясняются, вполне по плечу для евро.
Что же касается отказа от доллара как от мировой валюты, шаг этот вряд ли может быть осуществлен по решению одного политического деятеля одной отдельно взятой страны, группы национальных лидеров, будь то даже страны, объединенные в ЕС. Помнится, в одном из своих выступлений в начале 1993-го Сергей Глазьев еще в министерском чине говорил, что мировой рынок поделен между различными семьями, имеющими друг с другом долгосрочные соглашения. За минувшие десять лет этот порядок еще более укрепился, так что вопросом о замене мировой валюты или изменении всего механизма (национальные рынки переориентируются на национальные валюты, а отдельно взятая валюта, пусть и рубль, служит для них общим ориентиром) следует задаваться крупнейшим мировым игрокам.
А они пока отказываться от доллара не спешат.
Хотя в критике эмиссионной политики США г-н Глазьев абсолютно прав: затевая масштабные операции по замене наличных долларов во второй половине 90-х, ФРС не скрывала, что имеет лишь приблизительное представление о том, сколько же наличной американской валюты обращается по миру. Но для того, чтобы масса эта реально обвалила экономику США, да и мировую экономику заодно, необходимо "выплеснуть" ее на американский рынок. Но этого пока не наблюдается.
Так что если рублю и суждено когда-нибудь заменить доллар, то явно не сегодня и даже не завтра.
Статьи по теме
Валюты всех стран, соединяйтесь, или Конец мировых денег
Федеральная резервная система США вырыла доллару могилу, считает экономист Сергей Глазьев. Занимаясь бесконтрольной эмиссией, не выключая пресловутый печатный станок, Штаты в итоге доллар обесценили, и теперь место мировой валюты оказывается вакантным. А это – исторический шанс для России. Не для российского рубля, а именно для страны, которая может предложить миру путь к более устойчивой, более справедливой мировой валютно-финансовой системе.
Г-на Глазьева внимательно выслушал обозреватель Граней.Ру Ярослав Скворцов.