Пришли и говорят
Делиться будем?
Это похоже на анекдот, но знающие люди утверждают, что точно так оно и было: накануне самой первой своей встречи с представителями крупного бизнеса в то время еще премьер России Владимир Путин решил поговорить с олигархами неформально. Собрались в Подмосковье на импровизированный пикник. Чуть подзадержавшийся будущий президент России сухо поприветствовал собравшихся, после чего, подравнивая палкой поленья, как бы невзначай поинтересовался: "Когда государству собственность возвращать будем?" Повисшую паузу сам же Путин и прервал: "Шучу, давайте о делах поговорим." В каждой шутке, как известно, есть только доля шутки. А в президентский – тем более. Осознав это, российский капитал стал вести себя с властью осторожней - государство не будет отпускать поводок слишком далеко. "Не думайте, что государство – слабый партнер. Захочет, кого угодно раздавит!" - уверяли представители крупного бизнеса с какой-то обреченностью, понимая, что с государством придется играть по новым правилам. А правила, собственно, очень просты: бизнес должен чувствовать, кто в доме хозяин. Осознавать, что находится "на крючке", и каждый сделанный им шаг может против него же и обернуться.
История с Лебедевым любопытна вот с какой точки зрения: ему инкриминируется эпизод, связанный аж с 1994 годом: сделка с акциями ОАО "Апатит", в рамках которой подозреваемый якобы похитил у государства более $283 млн. (по схожим обвинениям только, кажется, только зампреда ОНЭКСИМбанка Григория Кошеля задерживали, но это было еще осенью 1998-го). Если помните, то принцип "не ворошения прошлого", связанного с приватизацией середины 90-х, стал одним из базовых в отечественной экономике. Не случайно же каждый из российских премьеров от Кириенко до Касьянова в самом начале своей работы непременно делал заявление относительно того, что какой бы ни была проведенная в стране приватизация, итоги ее пересматриваться не будут. А здесь опять же в качестве повода используют приватизационную сделку. Плюс ко всему, делается это с подачи депутата-петербуржца Владимира Юдина, избиравшегося в Думу от блока "Отечество – Вся Россия" (к слову, г-н Юдин входит в "Комиссию по изучению организации подготовки проведения выборов депутатов Законодательского Собрания Санкт-Петербурга", так что вполне может рассматриваться как резерв в свете предстоящих выборов в Северной столице). Разумеется, такие "эпизоды" всплывают не с подачи депутатов. А когда все это еще совпадает по времени с задержанием одного из руководителей службы безопасности "ЮКОСа" Алексея Пичугина (плюс продолжающееся следствие по делу гендиректора входящей в "ЮКОС" Восточной нефтяной компании Рамиля Бурганова), дело смахивает на кампанию. То ли против "ЮКОСа", то ли против российского бизнеса вообще, а "ЮКОС", возглавляемый самым богатым человеком России, лишь хороший повод для старта...
Кому – нары, кому -- футбол
История с Лебедевым причудливым образом совпала по времени с известием о покупке другим сильным мира сего – Романом Абрамовчием – контрольного пакета не самого дешевого клуба британской премьер-лиги "Челси". Олигарх и государственный чиновник одновременно, может позволить себе такое шумное приобретение за $100 млн. И вовсе не опасается того, что на родине правоохранительные органы поинтересуются происхождением средств, потраченных на это приобретение, правильностью оформления разрешения на вывоз капитала, выдаваемого у нас, как известно, органами валютного контроля.
Думается, что и это совпадение нельзя считать случайным. Тот факт, что в России много больших и очень больших состояний, ни для кого не секрет. То, что эти капиталы живут по своим законам, тоже нельзя считать откровением. Другое дело, соблюдают ли они те самые правила игры, о которых говорилось выше.
Принцип это важен для государства всегда, а в предвыборный год – особенно. Вступил в нужный политсовет, поддержал нужную партию, на многое государство сможет закрыть глаза. А если нет, то наверняка найдется какой-нибудь депутат из Петербурга, который составит весьма своевременный запрос. А дальше – игра по известной схеме. С нападающими, защитниками и полузащитниками...
Справка
Лебедев Платон Леонидович
Лебедев Платон Леонидович родился 29 ноября 1959 г. Он является заместителем председателя правления промышленной компании "РОСПРОМ", членом совета директоров банка "МЕНАТЕП". Женат, имеет двоих детей.
В 1981 году Лебедев окончил МИНХ им. Плеханова, затем работал во внешнеторговом объединении "Зарубежгеология". С 1990 г. работает в банке "МЕНАТЕП", занимал должности начальника валютно-финансового управления, начальника Главного валютного управления (1992—1993), президента банка (1993—1995).
В декабре 1995 г. Лебедев стал заместителем председателя совета директоров, первый заместителем председателя Правления компании "РОСПРОМ". С февраля 1997 г. — заместитель председателя правления управляющей компании РОСПРОМ-ЮКОС.
В феврале 1998 г. он стал вице-президентом нефтяной компании ЮКСИ по переработке, сбыту и нефтехимии.
Дословно
Михаил Ходорковский
(О задержании Платона Лебедева)
По характеру действий это очень походит на то, что мы читали в последнее время об "оборотнях в погонах", которые шантажировали малый бизнес.
Агентство нефтяной информации, 02.07.2003
Марина Исаханян
(О влиянии задержания Платона Лебедева на российский фондовый рынок)
Сегодняшняя новость относительно ареста главы группы "МЕНАТЕП" Платона Лебедева естественным образом отрицательно повлияет не только на котировки компании и весь сектор нефти, но и на весь российский фондовый рынок. Государство в очередной раз показало, что в любой момент оно способно дезавуировать релевантность всех спекуляций относительно концентрации административного ресурса, степени влияния и проч. и показать, что спокойно у нас в стране не может чувствовать себя никто.
Оставляя за рамками своей компетенции рассуждения относительно справедливости юридического преследования наших олигархов, скажем лишь, что, на наш взгляд, абсолютным фактом является лишь то, что любая из крупных на сегодняшний день компаний имеет "скелет в своем шкафу", что и дает государству практически неограниченный ресурс влияния на них, если оно (государство) не хочет объявить своего рода амнистию. Банально было бы повторять, что в основе всех больших состояний лежат разной степени тяжести нарушения и преступления (что справедливо не только для России), и именно этот труднооспоримый факт увеличивает политические риски всего частного капитала в нашей стране сегодня.
Естественно, идя на такое громкое дело, представители властных структур имели свои четко поставленные цели и сегодня, в зависимости от того, насколько быстро и на каких условиях удастся собственникам "ЮКОСА" уладить этот конфликт, можно будет судить о том, насколько мощным или нет является этот ресурс в руках государства, а вернее, насколько далеко оно готово зайти в его применении. Это и будет в определенной степени определять инвестиционный климат в России.
Интересным, на наш взгляд, является еще один момент - эта акция была проведена именно в тот момент, когда капитализация компании достигла своих исторических максимумов и "ЮКОС" по своим ценовым коэффициентам превысил некоторые крупные компании emerging markets и разговоры о степени влияния Михаила Ходорковского достигли своего апогея. Именно это заставляет нас быть в определенной степени уверенными, что проблемы, которые возникли сегодня у группы не удастся разрешить быстро и безболезненно. Отсюда и соответствующие последствия для акций "ЮКОСА", которые будут оставаться волатильными до того момента, когда будут сняты имущественные вопросы к собственникам компании (в первую очередь, это касается ВНК).
Последнее замечание - если действительно процесс разбирательства вокруг фигуры главы "МЕНАТЕПа" затянется надолго, то в определенной степени это может положительно сказаться на акциях Газпрома, т.е. бумага в определенной степени может стать "защитной", поскольку к этой компании вряд ли у государства возникнут претензии, если даже для них бы и был повод.
ПРАЙМ-ТАСС, 03.07.2003
Борис Березовский
(В связи с арестом акционера "ЮКОСа" Платона Лебедева)
Историю с "ЮКОСом" нельзя рассматривать вне контескта того, что делал Путин начиная с 2000 года. Когда нападали на Гусинского и меня, все говорили о политической подоплеке, но уже в истории с Голдовским стало ясно, что речь идет о переделе собственности. Сейчас чиновники активно перераспределяют собственность в свою пользу. И методы у них отлаженные. В случае с Гусинским они взяли в заложники Титова, в случае со мной - Глушкова, теперь они берут нового заложника - Платона Лебедева.
В свое время в статье "Три вертикали власти" я уже писал о том, что после того как Путин отстроит политическую вертикаль и вертикаль СМИ, он начнет отстраивать имущественную вертикаль. Мне тогда не поверили, но теперь совершенно очевидно, что речь идет о планомерной атаке чиновников на частную собственность.
Кстати, покупка Романом Абрамовичем футбольного клуба "Челси" косвенно связана с нападением чиновников на "ЮКОС". Он думает, что когда за ним придут, все будут говорить: "Вот пришли за человеком, который купил "Челси". Рома наивно думает, что это ему поможет.
Грани.Ру, 03.07.2003
Статьи по теме
Пришли и говорят
Три года назад, когда новая власть определялась в отношениях с доставшимся в наследство от Бориса Ельцина крупным бизнесом, в одной деловой газете шутили: у нас, мол, всегда "дежурная шапка" наготове имеется. Про то, что "вчера представители генеральной прокуратуры пришли за..." А затем - вписывается нужная фамилия или название компании. То, чем ознаменовался конец июня – начало июля нынешнего, чем-то смахивает на те времена. "Заглянув" в ГУВД, МЧС и к пограничникам, пришли в "ЮКОС". Кто следующий?