Кремль играет на нервах Абрамовича
"Сибнефть" и ТНК имеют отличные шансы выиграть аукцион по продаже 74,95 процента акций "Славнефти", который состоится 18 декабря. Но чего-то отчаянно боятся. Неслучайно в деловых СМИ развернута была настоящая война против китайской государственной компании CNPС (China National Petroleum Corporation). Она уже было заручилась разрешением МАП. И добивалась участия в аукционе. Но в конце концов передумала. Неформальная "семейная" бизнес-группа нажала на все доступные ей рычаги в Государственной думе, и 15 декабря палата призвала правительство распространить запрет на участие госкомпаний в приватизации госкомпаний на иностранных юридических лиц.
Чего опасается владелец "Сибнефти" и губернатор Чукотского АО Роман Абрамович? По всей видимости, резкого повышения цены в ходе аукциона. Цену не смогут уже задрать "ЛУКОЙЛ" и "Сургутнефтегаз", отказавшиеся под давлением правительства от участия в аукционе. Но это могла бы сделать китайская CNPC, руководители которой не соединены сетью АТС-1 с Белым домом. И, возможно, сможет сделать "Роснефть", в последний момент оказавшаяся в перечне претендентов.
По слухам, исходящим из Минэнерго и аппарата правительства, руководители китайской госкомпании в ходе консультаций с премьером Михаилом Касьяновым и вице-премьером Виктором Христенко якобы получили гарантии поддержки Белым домом проекта компании "ЮКОС", готовящейся построить нефтепровод из Ангарска в китайский Дацин. Утверждают даже, что именно поэтому, дескать, китайцы отступились от "Славнефти", контролирующей Юрубчено-Тахомское месторождение нефти в Эвенкийском АО. К последнему CNPC проявляет живейший интерес. По словам осведомленного собеседника Граней.Ру в Белом доме, "имела место жесточайшая война нервов. Китайцы понимали, что если бы они пошли до конца и РФФИ не нашла поводов отстранить их от участия в аукционе, то правительство в интересах "Сибнефти" сорвало бы аукцион. Фактически китайцы шантажировали правительство этим международным скандалом и вырвали себе преференции в другом секторе нефтебизнеса".
Компромисс предложен CNPC теми игроками, что весной–летом выиграли для "Сибнефти" первый раунд схватки за контроль над "Славянкой". Выиграли у другой политического и делового клана, к которому наблюдатели обычно относят члена Совета Федерации, владельца "Межпромбанка" Сергея Пугачева, председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера и президента "Роснефти" Сергея Богданчикова. А также некоторых представителей так называемого негражданского крыла президентской администрации.
Еще 6 декабря коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты проверки предпродажной подготовки и экспертизы определения начальной цены госпакета акций "Славянки", подлежащего приватизации в 2002 году. Коллегия сочла заниженной начальную цену в $1,7 млрд, предложенную РФФИ, и предложила довести ее до $2,5 млрд. По мнению Cчетной палаты, предполагаемая продажная цена акций на открытом аукционе может составить до $3,2 млрд. Вердикт СП был проигнорирован правительством, однако тем самым "питерцы", стоящие за главой Счетной палаты Сергеем Степашиным, послали Абрамовичу четкий мессидж: "Иду на вы".
Со своей стороны, "Сибнефть" и ТНК играют на максимальное снижение цены.
В частности, группа Абрамовича с помощью правительства сумела заставить Александра Лукашенко продать принадлежащий белорусскому государству пакет акций (10,83 процента) "Славнефти" за $207 млн, а не за $250 млн, как планировал "батька". После чего "ЛУКОЙЛ" и "Сургутнефтегаз" отказались от участия в аукционе.
Затем с подачи Абрамовича и союзной ему Тюменской нефтяной компании РФФИ "рассекретил" реальную расстановку сил в стане акционеров главной добывающей дочки "Славнефти" – "Мегионнефтегаза" - и главного перерабатывающего предприятия – "Ярославнефтеоргсинтез" (ЯНОС). Траст, владеющий 13,17 процента акций "Славнефти" и блокирующими пакетами в "Мегионе" и ЯНОСе. В случае выхода ЯНОСа на убытки по итогам 2002 года миноритарный пакет может стать контрольным. Так что любой победитель аукциона, если он не называется "Сибнефть", будет вынужден выкупать у Романа Абрамовича и Михаила Фридмана и пакет в "Славянке" и пакеты в "дочках". Стоимость их оценивается экспертами в сумме до $1,5 млрд.
Но даже выиграв аукцион 18 декабря, Абрамович проиграет. Проиграет потому, что очень крупно переплатит. Проиграет потому, что элите станет ясно: возможно, за премьером Михаилом Касьяновым – окончательное слово в определении победителей приватизационных аукционов, но не в определении цены победы в них. Соответственно, уже проиграл и глава Белого дома, который настаивал на продаже "Славнефти" лотами по 20 процентов акций.
Статьи по теме
Кремль играет на нервах Абрамовича
Олигарх Абрамович жаждет получить "Славнефть". Премьер Касьянов играет на стороне Абрамовича. У хозяина "Сибнефти" на руках все преференции перед аукционом. Все, кроме денег. В Кремле есть влиятельные люди, которые уже заставили олигарха заготовить денег загодя на весь госпакет. Хотя ему хватило бы из госпакета и 20 процентов. Уж не с их ли подачи попытался выйти на авансцену новый, иностранный игрок, китайская CNPС? Случайно ли, что она вступила в приватизационную интригу вокруг "Славнефти" вскоре после завершения визита президента Путина в Китай?
"Славянка" прощается с государством
Олигархи думали, что государство продаст чуть менее 20 процентов акций "Славнефти", а Кремль решил – почти 75. Так государство выручит больше. Продадут на открытом аукционе, с приглашением западных аукционистов, с аукционным шагом в $20 млн. Это вам не "Связьинвест" со вскрыванием конвертов. Стартовая цена определена в $1,7 млрд. Эксперты верят, что цена взовьется на $2-3 млрд. Победитель получит 15 млн тонн нефти, добываемой предприятиями "Славнефти" в Поволжье, Сибири и на Ямале, месторождения с запасами примерно на 50 лет бесперебойной работы, Ярославский и Мозырский НПЗ и сбытовую сеть в двух десятках регионов России. Если "Славянку" не возьмет альянс "Сибнефти" и ТНК, то компания отойдет к "Сургутнефтегазу".
Документальный триллер в офисе "Славнефти"
"Питерцы-чекисты" выбрали Гуцериева, замешанного в тех же уголовных делах, что и Суханов с Переваловым, на роль тарана. Гуцериев, как планировалось, должен был закрепиться в компании на неделю и помочь изъять документы, необходимые для формирования фактурной базы "дела "Славнефти". По всей видимости, отчасти эту задачу Гуцериеву решить удалось.
Расчеты без хозяина
Исчез и объявлен в розыск губернатор Ненецкого округа. Произошел очередной переворот в офисе "Славнефти". Оба события произошли, как на заказ, в отсутствие президента. Весьма похоже, что Владимира Путина хотят просто поставить перед фактом. Или перед фактами.
Протокол к пакту Путина-Касьянова
В коридорах власти заговорили даже о некоем тактическом союзе, заключенном представителями "ленинградской" команды с "семейными" топ-сановниками и близкими к ним предпринимателями. Сигнал о перемирии был послан самим президентом Путиным, который снял свои недавние претензии к правительству.
Три жирных куска и горючие слезы
Говорят, Путин не особо настаивал на том, чтобы российско-белорусскую нефтяную компанию "Славнефть" возглавил некто урожденный в Санкт-Петербурге. Он лишь хотел, чтобы Михаил Гуцериев покинул кабинет президента компании. Однако, как только президент потребовал от Михаила Касьянова отставки руководства "Славнефти", в интригу тотчас включился сенатор Сергей Пугачев, хозяин Межпромбанка.