статья Три жирных куска и горючие слезы

Иван Горяев, 24.04.2002
Юрий Суханов и Анатолий Барановский. Фото с сайта www.kommersant.ru

Юрий Суханов и Анатолий Барановский. Фото с сайта www.kommersant.ru

Как уверяют злые языки, доходы "Славнефти" после уплаты оговоренной четверти акционеру-государству (хотя доля Минимущества РФ в компании равна 55,27 процентам) делятся топ-менеджментом на три примерно равные доли, предназначенные "людям Гуцериева", "людям Абрамовича" и "людям Рушайло". Эта идиллическая картина не будет полной, если не упомянуть, что в марте "Славнефть" сделала очень крупные, по ее масштабам, приобретения - первый вице-президент "Славнефти" Данил Хачатуров номинирован в советы директоров не только ОАО "Росгосстрах", но и ИК "Тройка Диалог".

Говорят, Путин не особо настаивал на том, чтобы российско-белорусскую нефтяную компанию "Славнефть" возглавил некто урожденный в Санкт-Петербурге. Он лишь хотел, чтобы Михаил Гуцериев покинул кабинет президента компании. Однако, как только президент потребовал от Михаила Касьянова отставки руководства "Славнефти", в интригу тотчас включился сенатор Сергей Пугачев, хозяин Межпромбанка. Двойной "накат" Кремля и Межпромбанка на Гуцериева оказался настолько неожиданным и жестким, настолько шел вразрез с идиллией, что глава "Славнефти" дал было слабину. По сведениям Граней.Ру, 11 апреля, после двухчасовой изнурительной встречи с заместителем руководителя президентской администрации Игорем Сечиным и начальником управления кадровой политики администрации Владимиром Осиповым, он отправил в Белый дом представление на назначение вице-президентом компании по коммерческой работе замуправляющего Межпромбанком Александра Гнусарева, и на назначение другого замуправляющего Межпромбанком, Нины Орешкиной, вице-президентом "Славнефти" по экономике и финансам. Именно тандем Гнусарева-Орешкиной, как предполагалось, должен был де-факто управлять "Славнефтью" в тени нынешнего вице-президента НК "Роснефть" Анатолия Барановского. Который продвигался на пост главы компании "от Пугачева". 12 апреля Данил Хачатуров, второй человек в "Славнефти", подал в отставку.

Является губернатор Чукотской области и основной владелец НК "Сибнефть" Роман Абрамович еще и негласным мажоритарным акционером "Славнефти" или нет, но он воспринял невзгоды топ-менеджмента компании как свои собственные. По сведениям Граней.Ру, утром и днем 15 апреля он сумел уговорить главу кремлевской администрации Александра Волошина и премьера Михаила Касьянова "отрулить ситуацию назад". 17 апреля Касьянов предписал совету директоров выдвинуть на освобождаемый Гуцериевым пост почти уже вытесненного Гнусаревым из "Славнефти" прежнего вице-президента по коммерческой работе Юрия Суханова. Последний перешел в компанию из НК "Сибнефть" и считается "человеком Ромы". 19 апреля директора взяли под козырек. 13 мая внеочередное собрание акционеров, если в игру не вступят неведомые силы, снимет Гуцериева и утвердит Суханова. Как стало известно Граням.Ру, выходцев из Межпромбанка вряд ли попросят обратно: это встречная уступка Абрамовича, - однако к управлению финансовыми потоками не допустят. Все-таки в этом году Минимущество выставляет на конкурс 19,68 процентов акций компании из госпакета и попасть эти акции должны в правильные руки. Особенно если верны слухи о том, что "Сибнефть" уже якобы перекупила у ОАО "Тюменская нефтяная компания" (ТНК) ее 12,68 процентов акций "Славянки".

В отличие от миротворца Абрамовича, который утер носы "путинским викингам", главный герой еще одной весенней бизнес-саги, наоборот, делает свое дело именем Путина. В кресло члена правления ОАО "Газпрома" Александр Красненков переместился с должности гендиректора санкт-петербургской гостиницы "Астория". Филолог по диплому ЛГУ, он пополнил образование на курсах гостиничного дела при Гарвардском университете. На улице Наметкина Красненков возглавил департамент по управлению имуществом. Собранием акционеров нефтегазохимической компании СИБУР 25 марта он был введен в совет директоров.

Еще в начале марта предправления "Газпрома" Алексей Миллер решительно настаивал на обязательном банкротстве СИБУРа. 25 марта команда Миллера, получив большинство в совете директоров, поставила президентом СИБУРа своего человека - Владимира Скворцова. И тогда главы "Газпрома" и СИБУРа заговорили о необходимости заключить с кредиторами мировое соглашение. Переменой точки зрения на судьбу СИБУРа Миллер, если верить молве, обязан не столько успешному возврату СИБУРа, сколько убедительному красноречию Красненкова.

Компания должна "Газпрому" 29 млрд рублей, а другим структурам - еще 20 млрд. Как уверяют злые языки, наиболее активно добивается мирового соглашения Альфа-банк, рассчитывающий получить с СИБУРа долг с минимальной реструктуризацией - за спиной таких неповоротливых кредиторов, как Сбербанк РФ, Внешэкономбанк и Внешторгбанк. И, как уверяют в "Газпроме", якобы заручившийся на этот предмет поддержкой Красненкова. Еще в декабре прошлого года, воспользовавшись конфликтом прежних руководителей СИБУРа с командой Миллера, Альфа-банк сумел переоформить кредиты под поручительства 10 находящихся под управлением СИБУРа предприятий. Срок погашения кредитов истек в середине февраля, и Альфа-банк через арбитражный суд потребовал с СИБУРа и его компаний, поручившихся по кредиту, $43,5 млн. В СИБУРе не исключают, что таким образом банк планировал оторвать от компании как можно больше активов. Однако с 11 марта СИБУР оказался под процедурой временного наблюдения, ведущей к банкротству. Арбитражное дело о невозврате кредита "Альфе" было прекращено. Ненадолго. Уже 17 апреля собрание кредиторов СИБУРа отменило в компании процедуру временного наблюдения и назначило внешнее управление. Цель - в течение года заключить мировые соглашения со всеми кредиторами.

Недоброжелатели Красненкова в "Газпроме" приписывают ему репутацию человека, которому не принято отказывать. Потому что он якобы чрезвычайно близко знаком с президентом Владимиром Путиным и управляющим делами президента Владимиром Кожиным. Как поговаривают, глава имущественного департамента "Газпрома" успел добиться от руководства ОАО "СИБУР-Нефтехим" крупных вложений в строительство новой "президентской" горнолыжной базы в окрестностях Сочи. Красненков будто бы обещает менеджерам сибуровской "дочки" "решение любых вопросов" в обмен на покладистость в отношении этих расходов. Президент Путин обо всем этом, вероятнее всего, и не подозревает.

Не менее оживленно идет раздел еще одного бывшего газпромовского предприятия - ЗАО "Роспан интернэшнл", владеющего лицензиями на разработку богатейших Ново-Уренгойского и Восточно-Уренгойского газовых месторождений. В прошлом году "Тюменская нефтяная компания" (контролируемая, кстати, консорциумом "Альфа-групп") скупила львиную долю кредиторской задолженности "Роспана", волею "команды Вяхирева" перекочевавшего от "Газпрома" к небезызвестной компании "Итера". "Танкисты" начали процедуру банкротства - в этом случае она им очень даже нравилась. "Итера" привлекла на помощь НК ЮКОС, аккумулировавшую 100-процентный пакет акций "Роспана". Глава ЮКОСА Михаил Ходорковский несколько раз предлагал ТНК выкупить 44 процента акций.

"Тюменцы" уклонялись как умели. Тем временем им удалось обеспечить решение федерального арбитражного суда Московского округа, который до 13 мая приостановил решение о прекращении процедуры банкротства, остановленную было по заявлению главного акционера "Роспана" - НК ЮКОС. Представители ТНК буквально забаррикадировались в новоуренгойском офисе "Роспана", в одной из комнат, и, очень похоже, до 13 мая "юкосовцы" тщетно будут пытаться их оттуда выкурить. Рыночная стоимость "Роспана" оценивается аналитиками инвестиционных компаний в $5-5,5 млрд. В сущности, это крупнейший раздел собственности со времен залоговых аукционов 1995-1996-го. Деловая пресса пишет о нем куда менее страстно, чем, скажем, о далекой Венесуэле.

Телеканалы и вовсе молчат. Вероятно, блюдут равноудаленность.

Иван Горяев, 24.04.2002